Что такое «страхование груза» и для чего оно нужно

Как правило, крупные сделки купли-продажи предполагают транспортировку предмета договора купли-продажи от продавца к покупателю. На протяжении всего маршрута транспортирования груз подвергается высоким рискам повреждения, что может привести к высоким финансовым убыткам владельца груза.

Что такое «страхование груза» и для чего оно нужноЧтобы компенсировать возможный ущерб транспортные компании прибегают к страхованию грузов

Что это такое?

Особенностью страхования грузов является объект страхования, которым является ответственность страхователя за возможный вред (ущерб), нанесенный третьим лицам. Выгодоприобретателем по договору страхования не может стать перевозчик или иной держатель груза при перевозке.

Под ущербом подразумевается:

  • стоимость имущества, которое может быть повреждено или утрачено в процессе транспортировки;
  • упущенная выгода.

Правила и условия транспортного страхования грузов

К страховым рискам при данном виде страхования можно отнести следующие события:

  • повреждение груза или его утрата в процессе погрузочно-разгрузочных работ, а также при транспортировке;
  • финансовые убытки грузоотправителя вследствие несвоевременной доставки груза;
  • неправильно заполненная страхователем сопроводительная документация;
  • расходы, связанные с сортировкой или переупаковкой груза, необходимых для предотвращения предполагаемого ущерба.

Страховым случаем будет считаться свершившееся событие, предусмотренное договором страхования, при установлении которого страховщик будет обязан возместить убытки.

Ущерб возмещается страховщиком на основании заявления страхователя, при условии установления страхового случая, в течение тридцати календарных дней.

Страховщик может быть освобожден от ответственности в следующих случаях:

  • установленный факт умышленного причинения вреда грузу самим страхователем;
  • обстоятельства непреодолимой силы;
  • военные действия.

Виды страхования

Транспортное страхование грузов подразумевает защиту груза на протяжении всего маршрута перемещения, начиная с отгрузки со склада отправителя и заканчивая отгрузкой в точке прибытия, включая необходимое хранение груза на промежуточных складах.

Перевозка грузов морским транспортом особенно актуальна при совершении международных торговых сделок.  Система страхования морских грузов регулируется Гражданским кодексом РФ и Кодексом торгового мореплавания. Страхование груза в данном случае будет обязательным, так как данный вид перемещения грузов характеризуется наличием большого количества рисков.

Что такое «страхование груза» и для чего оно нужноТранспортировка груза морским транспортом

Страхование опасных грузов в силу их специфических характеристик связано с повышенными рисками. В данном случае помимо основных рисков страхуется также риск загрязнения окружающей среды.

Страхование авиаперевозки грузов подразумевает организацию защиты груза, перемещаемого в воздушном пространстве. Данный способ транспортировки груза характеризуется минимальными рисками.

Что такое «страхование груза» и для чего оно нужноПроцесс погрузки оборудования на борт самолета

Страхование грузов при перевозке железнодорожным транспортом сопровождается основными рисками: смещение поезда с рельсов, порча имущества вследствие нарушения герметичности упаковки, хищение.

Что такое «страхование груза» и для чего оно нужноЖелезнодорожный поезд, перевозящий груз

Страхование международной транспортировки грузов связано с повышенными рисками задержки времени доставки вследствие какого-либо недопонимания между представителями разных стран.

Документы

Генеральный полис страхования грузов предусматривает непрерывность страхового покрытия по всему маршруту транспортирования грузов, причем грузы могут транспортироваться различными партиями и на разных условиях на протяжении оговоренного договором срока.

Что такое «страхование груза» и для чего оно нужноГенеральный полис страхования грузов

В договоре страхования должны быть отражены следующие моменты:

  • реквизиты страхователя;
  • характеристика транспортных средств, осуществляющих перевозку грузов;
  • характеристика экипажа (квалификация и профессиональный опыт);
  • характеристика маршрута перевозки;
  • характеристика перевозимого груза;
  • перечень страховых рисков;
  • срок страхования;
  • страховая сумма.

Договор вступает в силу, как только страхователем будет уплачена страховая премия.

Что такое «страхование груза» и для чего оно нужноДоговор страхования железнодорожных грузов

Договор страхования, при необходимости, может быть расторгнут до истечения срока действия. Для расторжения договора страхователь должен известить страховщика в письменном виде за тридцать дней до предполагаемой даты расторжения.

Образец письма-отказа от страхования груза можно найти на официальных сайтах страховых компаний или компаний-грузоперевозчиков.

Стоимость

Полис на страхование ответственности перевозчика груза обойдется в 1,6 % от страховой суммы (при утрате перевозимого груза) и в 0,56% (при повреждении перевозимого груза).

Стоимость полиса на страхование перевозимого груза будет рассчитываться индивидуально, исходя из условий транспортирования:

  • полис на перевозку автотранспортом обойдется в 0,05%;
  • полис на перевозку морским транспортом обойдется в 0,05%;
  • полис на перевозку авиатранспортом обойдется в 0,05%;
  • полис на перевозку железнодорожным транспортом обойдется в 0,08%;
  • полис на перевозку смешанных грузов обойдется в 0,08%.

Тарифы

Транспортная компания «Деловые линии» осуществляет страхование перемещаемых грузов посредством страховой компании ООО «Группа Ренессанс Страхование». Тариф для грузов с объявленной стоимостью в пределах от 1 млн. руб. до 300 млн. руб. составляет 0,17%.

Транспортная компания «ПЭК» осуществляет страхование перевозимых грузов посредством ОАО «Страховое общество «Якорь». Страховой тариф будет составлять от 0,1% и более от страховой суммы.

ООО «Росгосстрах» предоставляет услугу страхования всех видов грузов, перемещаемых различным видом транспорта в любую точку мира.

Тариф, в зависимости от условий транспортировки груза, может варьироваться от 0,16% до 0,50% суммы страхования.

Рейтинг страховых компаний по страхованию грузов в РФ:

  1. «СОГАЗ»;
  2. «Независимая страховая компания»;
  3. «Респект-полис»;
  4. «Альянс»;
  5. «Ингосстрах»;
  6. «Бастион-Лайн»;
  7. «Актив»;
  8. «Пари»;
  9. «Капитал-Страхование;
  10. «РЕСО-Гарантия»;
  11. «Росгосстрах».

Рейтинг надежности присваивается специальными рейтинговыми агентствами (например, компания «Эксперт РА» или «Национальное рейтинговое агентство»).

Такой рейтинг является показателем надежности и финансовой стабильности  страховой компании в течение определенного временного отрезка.

Отзывы

Среди отзывов о страховании грузов, можно выделить большой процент отзывов, имеющих негативную окраску. Отрицательные отзывы в основном связаны с необходимостью предоставления большого количества документов в страховую компанию, подтверждающих наступление страхового случая.

Видео

Смотрите более подробную информацию на видео о страховании грузов:

Несмотря на то, что все усилия транспортных компаний направлены на поддержание сохранности груза в первоначальном состоянии, невозможно исключить вероятность возникновения неблагоприятных ситуаций. Оптимальным выходом из ситуации будет оформление страхования перемещаемого груза.

Страхование грузов при перевозке – правила и порядок

При грузоперевозке какого-либо товара или вещи трудно избежать случайностей: аварий на дорогах, срыва креплений и прочих досадных происшествий.

Конечно же, транспортная компания несёт ответственность за вашу кладь, пока она в пути, но есть множество нюансов. Чтобы не потерпеть убытки, лучше прибегнуть к страхованию грузов.

Далее мы расскажем, как это сделать и какие агентства лидируют на рынке подобных услуг.

Что такое «страхование груза» и для чего оно нужноКогда и зачем необходимо страховать груз.

Кому и зачем нужно страховать груз

Многие заказчики при заключении договора с логистической компанией и оформлении различных бумаг сталкиваются с необходимостью «обязательного страхования». Они отдают нужную сумму и пребывают в абсолютном спокойствии, надеясь, что защитили свое имущество. Однако это не так.

Страхование грузов, которого требуют госструктуры для выдачи разрешения на транспортировку, призвано защитить других участников дорожного движения от неприятностей, которые могут возникнуть при перевозке вашей клади автомобильным транспортом.

Уплаченные деньги покроют расходы на ремонт шоссе, если грузовик его повредит, на восстановление задетых автомобилем коммуникаций, дорожных знаков и т. п. То есть в этом случае страховка защищает не вас, а других людей.

Перевозчики тоже страхуют себя от разных рисков, поскольку, как уже упоминалось, они отвечают за доверенные им вещи, и будут возмещать вам убытки, если что-то произойдёт по их вине.

При приёме заказа на доставку груз немедленно страхуется, но только в тех рамках, какие требуют защиты перевозчика.

Чтобы обезопасить свою кладь в полной мере, можно попробовать ещё один вид страхования грузов – на любой непредвиденный случай – это исключительно добровольно, ведь по законодательству, действующему в России, вас не могут заставить заботиться о вашем же имуществе.

Что такое «страхование груза» и для чего оно нужно

Какие грузы можно застраховать

В современных условиях можно оформить страховку на любой вид груза: лес, газ, нефтепродукты, продукты питания, дома, машины, стройматериалы, мебель и другие предметы обстановки. Кроме того, можно защитить не только вещественное имущество, но и:

  • затраты на транспортировку (прохождение таможни, аренда автомобилей и т. п.), если произойдёт что-нибудь из ряда вон выходящее, и ваш груз остановят на границе, например, в случае внезапного объявления эмбарго, обнаружения ошибки в документах и пр.;
  • ожидаемый доход – если из-за какого-то происшествия вы его так и не получили, страховая компания выплатит вам сама (но существует лимит).

Особенности страхования при международных автомобильных перевозках состоят в том, что путь может проходить через несколько государств, и страхователь обязан предупредить вас обо всех существующих там опасностях (высокий показатель преступности, сезонные затопления и т. п.), кроме тех, которые априори известны каждому. Страховка распространяется на всю территорию, по которой проедет машина.

Что такое «страхование груза» и для чего оно нужно

Как застраховать груз при перевозке автомобильным транспортом

Агентство-подрядчика вы можете выбрать сами, либо положиться на опыт юристов, адвокатов или других специалистов в данной области.

Транспортная компания или государственные ведомства не имеют права навязывать вам конкретного исполнителя.

При встрече вы и страховой агент должны составить договор, куда будет вписан весь спектр рисков, от которых вы хотите защититься. В данный момент это такие категории, как:

  • погодные условия – не чрезвычайные ситуации, которые могут испортить груз или помешать в дороге;
  • чрезвычайные ситуации, связанные с природой, или техногенные – сели, оползни, землетрясения, возгорания, взрывы и т. п.);
  • аварии и другие случаи на дорогах;
  • уголовные преступления (угон автотранспортного средства, ограбление при транспортировке, намеренное уничтожение имущества);
  • внезапный выход автомобиля из строя (о случившемся надо уведомить страхового агента в течение 72 часов, иначе компания не компенсирует вам потери).

В этих крупных категориях отдельно обсуждаются разные вероятности и нюансы, определяется ответственность сторон. Когда заключается соглашение (договор) страхования груза, предназначенного к международной перевозке, предполагается, что автомобиль будет ехать строго в рамках намеченного пути. Ни водитель, ни владелец груза не могут изменить направление спонтанно, без согласования с агентом.

Страхование грузов при местных и международных перевозках может заключаться на любые сроки до года. Если это опасный или негабаритный груз, нужен полис обязательного страхования для получения разрешения на перевозку – в нём вы подтверждаете, что готовы покрыть ущерб в случае повреждения дорог и коммуникаций.

Кто предлагает выгодные тарифы на страхование грузов

Из чего складывается размер выплат? Ваш товар оценивают в какую-то сумму, затем вы выбираете, какой процент от неё вам выплатят в случае убытков.

Чем больше ставка – тем больше вам вернут, но тем выше взносы, которые берёт агентство за услугу. Разумеется, если с имуществом ничего не случится, страховая компания просто оставит деньги себе.

Вот несколько популярных агентств, предлагающих страхование груза при перевозке автомобильным транспортом по выгодным тарифам:

  • «АльфаСтрахование» – 0,02 – 0,2% от стоимости вашего груза;
  • «Страховой дом ВСК» – от 0,09%, но есть и фиксированные тарифы (например, по ставке 49 р. в день, вы получите 100 тысяч рублей);
  • ООО «Абсолют страхование» – 0,25%;
  • СК «Согласие» – 0,25%;
  • «Спасские ворота» – 0,25%;
  • «Пари» – 0,25%.

Что такое «страхование груза» и для чего оно нужно

Ошибки при страховании грузов, которые приводят к отказу в страховом возмещении

Страхование – это, говоря простым языком, нечто вроде пари. Страховая компания делает ставку на то, что с вашим грузом ничего не случится, а вы – наоборот.

Разумеется, любое агентство заинтересовано в том, чтобы вписать в договор такие риски, вероятность которых очень низкая, и оставить себе прибыль в виде вашего взноса. Также они не будут возмещать убытки от неприятностей, возникших по вашей вине.

Читайте также:  Перевод нежилого помещения в жилой фонд: стоимость и процедуры, как оформить, а также можно ли перевести коммерческое строение, дом из нежилой недвижимости в жилой фонд, а ещё регламент при нахождении здания в снт и отказ в смене категории жилья

Поэтому будьте внимательны при заключении соглашения и постарайтесь не допустить таких ошибок, как:

  1. Неучтённые страховые ситуации – хорошо подумайте, какие случайности наиболее угрожают вашему грузу в пути. При международных перевозках изучите текущее положение дел внутри стран, которые будет пересекать автомобиль, их таможенное законодательство и т. п.
  2. Позднее уведомление о происшествии – в соглашении указывается время, в течение которого вы должны рассказать о случае, описанном в договоре. Если вы этого не сделаете, то вторая сторона будет освобождена от своих обязательств.
  3. Запоздалое оформление страховки – помните, что на сбор всех необходимых бумаг нужно время, иначе вы просто не успеете защитить свой груз до отправки.
  4. Неправильная информация о грузе – нестыковки в массе, названиях, описании и т. п. могут быть причиной непризнания страхового случая.
  5. Отклонение от утвержденного пути – нельзя спонтанно и беспричинно свернуть с намеченной дороги, не предупредив страховую компанию, потому что это аннулирует все договорённости.
  6. Выезд на неисправной технике – если при рассмотрении страхового случая выяснится, что в рейс отправили ненадёжную машину, и это привело к аварии, порче груза и т. п., выплаты не будет.
  7. Неправильная упаковка – перед отправкой проследите за качеством тары: ящиков, контейнеров, паллет, плёнки, а также правильностью укладки. В противном случае страховая компания квалифицирует убытки, как возникшие по вашей неосмотрительности.

Что такое «страхование груза» и для чего оно нужно

Что такое «страхование груза» и для чего оно нужно

Кому и зачем нужно страховать грузоперевозки

Кому и зачем нужно страховать грузоперевозки

Что такое «страхование груза» и для чего оно нужноПри грузоперевозках есть два вида страхования, которые часто путают. Это непосредственно страхование груза и страхование ответственности за перевозимый груз. Первый вид страхования относится к страхованию имущества, второй — к страхованию ответственности. В первом страхователь — грузовладелец, собственник груза, во втором — перевозчик или экспедитор, лицо, временно ответственное за груз. Первый — защищает интересы грузовладельца и производится за его счет. Второй — защищает интересы перевозчика.

Первый вид страхования покрывает все происшествия с грузом, второй — случаи возможной ответственности перевозчика, в том числе за несохранную доставку груза, но не только. Страховая сумма по первому — стоимость конкретного перевозимого груза.

По второму — любой лимит, который выберет сам страхователь. В первом случае договор страхования заключается на одну конкретную перевозку, во втором — на определенный период времени, как правило, на год.

И далее, еще много существенных различий в этих видах страхования.

Так вот, если еще можно говорить об обязательном страховании ответственности за перевозимый груз, как части гарантий качества оказания транспортных услуг, то об обязательном страховании груза, конечно, не может быть и речи. Государство не вправе диктовать собственнику, как ему защищать свое имущество и защищать ли вообще.

Здесь нет общественных интересов или социальных рисков. Скорее, может быть рассмотрен вариант обязательного страхования ответственности перевозчика или даже грузовладельца, но не за перевозимый груз, а за вред, причиненный перевозимым грузом. Например, в отношении перевозок опасных грузов.

Здесь роль государства может проявиться, как защитника интересов случайно пострадавших третьих лиц или окружающей среды.

Самому перевозчику страховать груз не нужно. Ему достаточно страховать свою ответственность. Но есть две причины, по которым это у нас (в России) происходит. Первая — когда грузовладелец доверяет застраховать свой груз перевозчику.

Таким образом, перевозчик, как бы является просто посредником между грузовладельцем и страховой компанией. Получая некоторые выгоды: перевозчик может получать за это комиссию, как любой посредник.

Кроме того, являясь в этом случае страхователем по полису страхования грузов, он может быть частично освобожден страховщиком от случаев суброгации в результате повреждения или гибели груза, экономя средства на страховании своей ответственности.

Для грузовладельца, казалось бы, в этом варианте тоже есть некоторые преимущества. Он экономит время на общение со страховщиком и, возможно, экономит часть средств, получая льготные ставки за счет большого грузооборота перевозчика. Но в этом варианте для грузовладельца есть и риски, которые, на мой взгляд, перекрывают возможную выгоду.

Грузовладелец доверяется перевозчику дважды — отдавая ему груз для перевозки и поручая страхование этого груза.

Если перевозчик выполнит свою работу недобросовестно, то и полис страхования груза может не сработать — ввиду нарушения страхователем (в данном случае — это перевозчик) условий договора страхования или его прямой вины в повреждении, гибели или утрате груза.

Вторая причина, по которой страхователем по полису страхования грузов может быть перевозчик — это юридические сложности страхования ответственности перевозчиков и экспедиторов в нашей стране. Об этом написано достаточно много.

Недобросовестные страховщики, которые берут неадекватные деньги за страхование ответственности, пользуются пробелами в законодательстве и отказывают в выплате, признавая свои договоры ничтожными.

Поэтому некоторые транспортные компании вынуждены защищать свои интересы не соответствующими их статусу договорами страхования грузов.

С точки зрения упорядочивания работы на рынке страхования грузоперевозок, в первую очередь, необходимо ограничить ответственность автоперевозчика за перевозимый груз разумными лимитами (сейчас эта ответственность не ограничена по сумме). А во вторую, признать на законодательном уровне страхование ответственности транспортных операторов. Не смешивая это страхование со страхованием договорной ответственности.

У грузовладельца, который решился на страхование груза, есть два пути: обратиться в страховую компанию перевозчика или к другому страховщику. В принципе, здесь нет разницы, если мы говорим только о выборе страховщика.

В первом случае грузовладельцу можно рассчитывать на скидку по тарифу за счет репутации и страхового портфеля перевозчика (в том случае, если перевозчик его порекомендует или выступит страхователем по договору). И то, если эта скидка перекроет размер комиссии перевозчика, как посредника.

Зато есть риск, что страховщик не признает убыток страховым случаем ни по договору страхования грузов, ни по договору страхования ответственности перевозчика, по описанным выше причинам.

Во втором случае, есть шансы получить или возмещение от страховщика по договору страхования грузов или от перевозчика непосредственно (или от его страховой компании).

Страховщик грузов, выплатив убыток по полису страхования грузов, вправе обратиться за суброгацией к перевозчику или его страховой компании.

Получив суброгацию, страховщик не увеличит ставку страховой премии для грузовладельца на следующий страховой период.

Как я уже сказала, стимулом для развития страхования грузов может стать уточнение и ограничение ответственности автоперевозчика и экспедитора по сумме. Имеется в виду максимальная сумма за килограмм перевозимого груза.

Это будет способствовать тому, что перевозчик будет страховать свою ответственность на определенную сумму.

Грузовладелец не будет в этом случае надеяться на перевозчика или на полис страхования его ответственности, и должен будет страховать свой груз на полную сумму по договору страхования грузов.

Автор — директор департамента страхования транспортных и морских рисков ОАО «АльфаСтрахование»

Зачем нужно страховать груз?

УНОтранс Логистика

Транспортная накладная и договор страхования – это отнюдь не синонимы, как считают многие. По общепринятому мнению, перевозчик возместит убытки, если что-то пойдет не так. На самом деле его ответственность четко регламентирована, и рассчитывать на это, игнорируя услуги страховых компаний по меньшей мере неразумно.

Компания «УНОтранс Логистик», эксперт в комплексной логистике, разобралась, зачем нужно страховать груз и что же такое страхование – жизненная необходимость или роскошь.

Потенциальные риски, или Что может случиться в пути?

  • Умышленное или неумышленное повреждение третьими лицами.
  • Неприемка всей партии или части.
  • Кража, например вследствие разбойного нападения.
  • Пожар.
  • Пропажа вместе с транспортным средством.
  • Авария – общая или частная.
  • Катастрофа или стихийное бедствие и др.
  • Мошенничество.

Российское и международное транспортное законодательство четко прописывает, в каких случаях перевозчик несет, а в каких – не несет материальной ответственности за случившееся.

К примеру, при обстоятельствах непреодолимой силы компания формально ни при чем, а клиенту, попытавшемуся сэкономить на страховании, остается только сожалеть о «досадном недоразумении».

По статистике, 7 из 10 грузов, которые перевозятся по России, не застрахованы. Одна из причин – низкая страховая культура в нашей стране, а также привычка полагаться на «авось».

Как может помочь страховка при общих авариях?

Грузоперевозки, в том числе морские, всегда сопряжены с риском. По той или иной причине контейнер может оказаться за бортом, при этом его владельцу в некоторых случаях не то что не стоит рассчитывать на компенсацию, но еще и предстоят крупные расходы.

Согласно законодательству, «общей аварией» называется такой случай, когда в целях спасения судна, груза и фрахта капитан вынужден прибегать к чрезвычайным финансовым расходам. Последние могут быть вызваны такими факторами:

  • Преднамеренная посадка судна на мель в целях его спасения;
  • Тушение пожара;
  • Повреждение оборудования вследствие форсирования;
  • Порча партии товара, топлива или другого имущества на судне и др.

В каждом из этих случаев владельцу нужно быть готовым к крупным затратам, прямо пропорциональным количеству фрахта. Звучит абсурдно, но тем не менее предотвратить подобное развитие событий нельзя: можно только застраховаться от его нежелательных последствий.

Кто страхует груз при перевозке?

Большая конкуренция на рынке экспедирования заставляет многие транспортные компании брать на себя страховые обязательства, которые они, как правило, выполнить не могут. Это огромный риск и для них, и для клиентов.

Иначе обстоит дело в среде крупных перевозчиков, которые на долгосрочной основе сотрудничают со страховыми компаниями. Последние и заключают договор страхования с их клиентами, учитывая специфику товара, его вес, количество и упаковку.

Стоимость услуги зависит от того, какой тип защиты выбран:

  • С ответственностью за все риски;
  • С ответственностью за частную аварию (вследствие стихийных бедствий, катастроф, пропажи перевозочного средства, несчастных случаев, включая взносы по общей аварии);
  • Без ответственности, за исключением крушения.

От чего именно застраховаться, решает сам заказчик. Итоговая сумма будет зависеть от перечня рисков и стоимости застрахованного объекта.

Что дает заключение договора страхования?

В первую очередь, груз важно застраховать, чтобы получить уверенность в финансовой защищенности, как бы ни сложились обстоятельства.

За относительно небольшую плату владелец будет избавлен от потенциальных убытков, чем бы они ни были вызваны. Хорошо, если неприятность так и не случится.

А если нет? При транспортировке крупных партий потеря всего одной из них может принести колоссальные убытки, которые не окупятся и десятками успешных рейсов. Стоит ли рисковать?

Мы не работаем с физическими лицами. Не перевозим личные вещи.Пожалуйста, будьте внимательны.

Запросить стоимость доставки

Рекомендуем к прочтению Автомобильные перевозки грузов из Италии в Россию

Несмотря на то, что почти три четверти Италии покрыты горами, а сама страна располагается на Апеннинском полуострове, наиболее популярным видом грузоперевозок являются автомобильные. Практически 80% всех грузов перемещается по Италии при помощи автотранспорта.

Читать далее Как формируется страховая защита при страховании грузов?

Каждая грузоперевозка сопряжена с вероятностью возникновения форс-мажорных обстоятельств, в результате которых грузоперевозчик рискует получить ущерб. Поэтому очень важно обеспечить себе финансовую защиту с помощью такого эффективного инструмента, как страхование груза.

Читайте также:  Сколько стоит страховка квартиры для ипотеки в втб 24, какова полная стоимость полиса, а также какие нужны документы для втб страхования

Читать далее

Страхование грузов: как, зачем и почему?

Если вы когда-нибудь задавались вопросами:

  • какие существуют виды страхования грузов?
  • чем они отличаются друг от друга?
  • а нужно ли это вообще хоть кому-то?

— то эта статья была написана специально для вас.

  • Страхование ответственности — преимущества, недостатки, случаи применения. Отличие от страхования груза.

Ряд перевозчиков выбирают страхование ответственности из-за более низкой цены, при этом, не понимая, что большинство полисов страхования ответственности покрывают происшествия с грузом исключительно по вине перевозчика.

  Чаще всего грузовладельца не волнует, виноват перевозчик или нет, тем более что по «Конвенции о договоре международной перевозки грузов автомобильным транспортом» (КДПГ) перевозчик несет ответственность за груз в размере его полной стоимости и должен самостоятельно доказать свою невиновность, в противном случае он виновен. Это делает страхование ответственности не совсем прозрачным видом, по которому, кстати, существует неоднозначная судебная практика в нашей стране (в качестве примера предлагаем ознакомиться с «Обзором судебной практики по спорам, связанным с договорами перевозки груза и транспортной экспедиции»).

В настоящий момент страхование ответственности перевозчика может использоваться в качестве дисциплинирующей меры и барьера входа в крупные тендеры, которые устраивают грузовладельцы и экспедиторы.

Если сравнивать страхование грузов и страхование ответственности перевозчика, то в первом случае страховое покрытие значительно шире, а лимит возмещения зачастую равен действительной стоимости груза (в то время как перевозчики, страхующие свою ответственность в целях экономии устанавливают лимиты, значительно меньшие, чем действительная стоимость груза).

  • Возможность пакетных предложений или корпоративных проектов по страхованию груза или ответственности.

В настоящее время набирают популярность недорогие коробочные продукты по страхованию грузов, которые клиент может приобрести за несколько секунд, в режиме реального времени. Эти продукты зачастую продаются вместе с услугой по перевозке, а также через различные интернет-ресурсы (например, логистические интернет-площадки).

В таких случаях, как правило, устанавливаются заданные параметры страхования (объем покрытия, лимит возмещения, премия, франшиза). Позитивным трендом нашего времени является возможность сравнения и выбора подобных коробочных продуктов на одной площадке, без необходимости отдельно обращаться к каждому страховщику.

Компания ООО «СЛ Технологии» реализует проекты для участников транспортной отрасли, позволяя им через свои электронные сайты или площадки предлагать страхование груза в качестве дополнительного сервиса для клиента.

Возможна как интеграция коробочных продуктов, так и разработка автоматизированных проектов под крупных корпоративных клиентов.

  • Cтрахование грузоперевозок: чем оно полезно владельцу транспорта

Репутация: довольный клиент = долгосрочное сотрудничество с клиентом + рекомендации. Если в процессе перевозки с грузом что-то произошло, претензии от грузовладельцев почти всегда поступают в адрес перевозчика, независимо от его вины или ее отсутствия.

В случае небольшой стоимости груза (например, 1 млн рублей), перевозчику бывает проще без разбирательств возместить ущерб из собственного кармана и продолжить сотрудничество с перспективным клиентом.

Но если стоимость груза составляла десятки миллионов рублей, собственникам транспорта легче открыть новую компанию, чем производить возмещение (напомним, минимальный размер уставного капитала для компании-перевозчика составляет 10 миллионов рублей). При этом, вы заведомо теряете клиента, чей груз был поврежден и портите себе имидж.

Если груз был застрахован, грузовладелец может рассчитывать на возмещение, а владелец транспорта, оказывающий ему услуги по перевозке, — на продолжение сотрудничества.

Страхуя перевозки, вы не столько обеспечиваете себе финансовую неприкосновенность на случай повреждения груза, сколько проявляете заботу о клиенте, который не только вернётся к вам, но еще и посоветует вас знакомым, как надежного поставщика услуги. При этом, что страховать и как решать только вам:

  • одни перевозчики имеют дело с небольшими партиями дешевых и неликвидных грузов и вообще их не страхуют;
  • вторые (к примеру) перевозят бытовую технику и страхуют весь поток транспортировок;
  • третьи – из разнородного объема грузов страхуют только наиболее дорогие и ликвидные.

Учтите выгоду и потери в каждом из случаев и выберите политику страхования грузоперевозок, подходящую именно вам.

  • Страхование груза: преимущества, недостатки, случаи применения.

Страхование грузов – это оптимальный и наиболее быстрый способ компенсировать утрату груза и сохранить сотрудничество между продавцом, покупателем и перевозчиком.

Ведь помимо самого факта возмещения убытка важную роль играют личные взаимоотношения: если груз не застрахован, участники перевозки пойдут по пути разбирательств и судебных тяжб, которые могут испортить отношения и в худшем случае привести к разрыву.

Поэтому главные преимущества страхования грузов — это сохранение деловой репутации, прозрачность процедуры возмещения убытков для клиента и оперативность компенсации финансовых потерь.

Некоторые перевозчики предпочитают создать внутри компании подобие компенсационного фонда на случай происшествий с грузом.

Если сравнивать страхование груза с подобным «самострахованием», то очевидна экономия средств: при страховании груза не происходит изъятия значительных сумм из оборота компании, к тому же платежи за страхование разнесены во времени и не будут бить по кошельку клиента в отдельно взятом отчетном периоде.

Недостатки страхования грузов зачастую связаны с неполной проработкой коммерческого предложения на преддоговорном этапе: качественный продукт должен учитывать географию перевозок, вид транспорта, номенклатуру грузов и другие параметры бизнеса клиента.

Так, важно понимать, что при перевозках товарных автомобилей основными видами убытков будут сколы и царапины, в то время как при перевозках мобильных телефонов наиболее актуальный риск – хищение груза.

В первом случае клиенту следует обратить внимание на сервис по оперативному урегулированию частых и мелких убытков страховой компанией, во втором – достаточно ли понятен и прозрачен подход страховщика к страхованию риска противоправных действий третьих лиц.

Здесь можно посоветовать перевозчикам внимательнее относиться к страховой документации и при необходимости прибегать к профессиональным посредникам – страховым брокерам.

  • Дополнительные виды страхования

Среди расширений в страховании грузов можно выделить страхование недоставки или задержки доставки груза, страхование температурных рисков при перевозке термолабильных грузов и другие риски.

Логистические цепочки, предполагающие несколько этапов перевозок, а также нахождение груза на консолидационных складах, зачастую требуют включения имущественной секции в договор страхования грузов. Это означает, что груз застрахован не только на период перевозки, но и во время нахождения на конкретной поименованной в договоре локации.

Если говорить о других видах страхования, актуальных для транспортной отрасли, то стоит выделить страхование дебиторской задолженности. В последнее время этот вид набирает популярность среди перевозчиков и экспедиторов, которые стремятся минимизировать риск недобросовестного поведения своего контрагента, а также гарантировать сроки поступления денежных средств.

  • Возможность постоянного (автоматического) применения страхования груза или ответственности при работе транспортной компании.

Если перевозчик решает страховать все свои перевозки, ему лучше заключить Генеральный договор страхования грузов. Это рамочный документ, который определяет все условия страхования на год вперед.

Остается лишь с установленной периодичностью присылать отчеты о перевозках и оплачивать счета на оплату страховой премии.

Если с грузом что-то случилось, нужно также уведомить страховщика для получения возмещения.

Современные технологии делают работу по Генеральному договору еще проще. Так, логист транспортной компании может, как и прежде, работать в своей учетной системе, а данные о совершенных перевозках автоматически будут попадать в страховую компанию через один клик его мыши. Если с грузом что-то случилось, можно загрузить документы в личный кабинет и следить за рассмотрением дела.

Услугу по выбору оптимальных условий Генерального договора и автоматизации страхования предоставляет отечественная ИТ-компания ООО «СЛ Технологии», работающая в одной группе со страховым брокером «Силайн».

Сначала профессионалы страхового рынка подберут для вас оптимальное предложение от страховой компании, а потом команда профессиональных разработчиков встроит опцию страхования в вашу учетную систему.

Подобные сочетание функций является уникальным на российском рынке.

Страхуя весь объем грузов, перевозчик защищает себя от возможных претензий со стороны клиента при происшествии с грузом и гарантирует завтрашнюю стабильность своего бизнеса. Кроме того, при подобном «потоковом» страховании премия за страхование отдельно взятой перевозки будет весьма низкой и может быть включена в общий счет за организацию транспортировки, выставляемый клиенту.

Такой подход к управлению рисками и наполнению своего сервиса даёт транспортным компаниям стабильность и возможность инвестирования в развитие бизнеса без оглядки на возможные непредвиденные ситуации с грузом. Как мы видим, страхование грузов – это вовсе не дополнительная статья расходов транспортной компании, а инструмент повышения ее маржинальности и укрепления деловой репутации.

Материал подготовлен при поддержке директора по страхованию грузоперевозок ООО «СЛ Технологии» Андрея Портанского.

Страхование в грузоперевозках

Страхование — цивилизованная и нормальная практика отношений между страховщиком и страхователем, позволяющая управлять рисками, точнее, последствиями наступления рисков. Автомобильные грузоперевозки в этом плане не являются исключением. Любой автоперевозчик обязан заключить как минимум один договор страхования — ОСАГО. Эта сделка обязательна в силу закона. Но отечественный рынок страхования, разумеется, не ограничивается только лишь ОСАГО или КАСКО. Для грузовладельцев, экспедиторов и перевозчиков существуют и другие виды страхования рисков на случай, если с грузом что-то случится. Несмотря на то, что видов договоров страхования в грузоперевозках существует около десятка, в этой статье будут выделены три их типа: договор страхования груза, договор страхования ответственности экспедитора и договор страхования ответственности перевозчика.

Терминология

Короткий раздел, имеющий целью лаконично разъяснить используемые в статье термины. Здесь не будет длинных и скучных толкований, претендующих на всеобъемлемость и энциклопедичность.

Страхователь — тот, кто страхует свой риск.Страховщик — страховая компания.Страховая премия — деньги, уплачиваемые за страховку.Страховая выплата — деньги, выплачиваемые страховой компанией при наступлении страхового случая.Франшиза — часть убытка, которая не покрывается страховкой.

Договор страхования груза

Чаще всего такой договор заключается между страховщиком и грузовладельцем, решившим уменьшить риск утраты или порчи груза в процессе перевозки. Однако, ничто не запрещает заключить такой тип договора перевозчику или экспедитору. Для такого типа договора характерны следующие особенности:

  • страхование каждой партии отправляемого груза;
  • определение размера страховой премии исходя из стоимости и характера груза;
  • наличие безусловной франшизы;

Среди договоров страхования именно этот договор обеспечивает наилучшую защиту для грузовладельца в случае утраты или повреждения (порчи) груза.

Страховщик вправе произвести осмотр и оценку (в том числе и с привлечением эксперта) груза.

Для этого вида договора характерна одна особенность, связанная с декларированием стоимости груза (страховой стоимости). Согласно ст. 947 ГК РФ страховая сумма (сумма, подлежащая выплате при наступлении страхового случая) не должна превышать действительную стоимость застрахованного имущества.

Разберем пример. Допустим, грузовладелец страхует отправленную партию конфет, действительная (страховая) стоимость которой составляет 100 тысяч рублей. При этом договором страховая сумма установлена в размере 50 тысяч рублей.

Происходит страховой случай и страховщику становится известна действительная стоимость партии конфет.

В этом случае он возмещает грузовладельцу не 50 тысяч рублей, как могло бы показаться на первых взгляд, а 25 тысяч рублей, как это указано в ст. 949 ГК РФ:

“Если в договоре страхования имущества или предпринимательского риска страховая сумма установлена ниже страховой стоимости, страховщик при наступлении страхового случая обязан возместить страхователю (выгодоприобретателю) часть понесенных последним убытков пропорционально отношению страховой суммы к страховой стоимости.

Читайте также:  Можно ли продать квартиру с неузаконенной перепланировкой и стоит ли ее покупать без согласования с бти, будет ли выгодной эта покупка?

Договором может быть предусмотрен более высокий размер страхового возмещения, но не выше страховой стоимости.”

Страхование ответственности экспедитора

Такой договор заключается с целью передачи рисков экспедитора страховой компании. Эти договоры очень специфичны и не каждый юрист может адекватно проанализировать их и указать экспедитору на факторы риска конкретного договора.

Часто в подобных договорах используется формулировка “от всех рисков”, однако, это не означает, что страховая компания будет радостно и с улыбкой производить выплату возмещения по любому поводу.

Риск порчи груза вследствие нарушения температурного режима (рефрижераторный риск или реф риск), а также риск утраты груза вследствие мошенничества почти всегда являются опцией для подобного рода видов страховых договоров.

Ряд условий договоров страхования ответственности экспедитора является условно выполнимыми.

Например, практически в каждом таком договоре страхователь принимает на себя обязательство организовывать перевозки транспортом не старше 10 лет или производить остановки для отдыха экипажа только на охраняемых стоянках.

Формально эти условия не являются невыполнимыми, однако, кто из экспедиторов на практике проверяет год выпуска автомобиля и прицепа, заключая заявку на перевозку или может обязать перевозчика останавливаться только на охраняемых стоянках?

Страхование ответственности перевозчика

Такой договор чем-то похож на договор страхования рисков экспедитора, но его действие распространяется на перевозки грузов, выполняемые конкретными транспортными средствами (привязка может быть как к государственным регистрационным знакам, так и к собственнику транспортного средства). Как и в случае со страхованием ответственности экспедитора, страхование отдельных видов риска является опцией.

Этот вид страхования довольно полезен для перевозчиков, особенно перевозящих скоропортящиеся грузы, не допускающие длительного воздействия температуры (мороженое, пельмени и т.п.). Практически все страховщики при страховании реф рисков требуют наличие исправного термописца, установить который не является большой проблемой, а цена установки не идет ни в какое сравнение с возможными потерями.

Страхование прочих рисков по договору перевозки или транспортной экспедиции

С 18 марта 2020 года перевозчики и экспедиторы получили возможность страховать свои риски, связанные с неисполнением или ненадлежащим исполнением договоров. Дело в том, что согласно ст.

932 Гражданского кодекса РФ страхование риска ответственности за нарушение договора допускается в только случаях, предусмотренных законом. В силу ч. 2 ст.

168 ГК РФ договор, заключенный с нарушением закона, является недействительной сделкой и не порождает у ее сторон обязательств.

Верховный Суд РФ в Обзоре судебной практики по спорам, связанным с договорами перевозки груза и транспортной экспедиции отметил, что такого рода договоры широко распространены в международной практике, не нарушают права третьих лиц и предусмотрены российскими законами, регулирующими воздушные и морские перевозки грузов. Кроме того, Верховный Суд отметил, что отказ в выплате страхового возмещения по этому основанию является недобросовестным поведением страховщика, что, в соответствии с ч. 5 ст. 166, влечет умаление правового значения заявления о совершении недействительной сделки.

Федеральным законом от 18.03.2020 г. № 59-ФЗ в статью 34 Устава автомобильного транспорта был добавлен пункт 19, а в статью 3 Федерального закона «О транспортно-экспедиционной деятельности» был добавлен пункт 4.1, позволившие перевозчикам и экспедиторам страховать риски ответственности перед контрагентами за нарушение условий договора.

Учитывая сильное правовое лобби страховщиков, можно рассчитывать на снижение количества удовлетворяемых исков о взыскании с перевозчиков и экспедиторов убытков, вызванных опозданием на выгрузку по договорам поставки, когда грузоотправитель (поставщик) оплачивает покупателю штраф, исчисляемый в процентах от цены партии товара, а затем взыскивает уплаченный штраф с транспортной компании.

Правила страхования

Страхователь после заключения договора со страховщиком обычно получает страховой полис (красивый и цветной) и договор страхования.

Однако, следует знать, что помимо этих двух документов на правоотношения договора страхования влияют также правила страхования, принятые в страховой компании.

Обязательно требуйте заверенную копию этих правил до заключения договора, чтобы при возникновении страхового случая у вас был официальный документ, на который вы сможете ссылаться в споре со страховщиком.

Договор страхования имеет превалирующее значение перед правилами страхования, то есть, правила применяются во всех случаях, когда договором не предусмотрено иного (ст. 943 ГК РФ).

К примеру, правилами может быть установлено, что при страховании реф риска возраст рефрижераторной установки не должен превышать 10 лет, а договором этот возраст может установлен в размере 15 лет.

В этом случае при возникновении спора в большинстве случаев будет применяться возраст рефрижераторной установки из договора (15 лет).

С правилами, как и с договором страхования, следует очень внимательно ознакомиться, лучше с привлечением опытного и квалифицированного юриста, который укажет на все тонкие места такого договора. В результате вы получите ясное понимание нужна ли вам такая страховка, или же оплата страховой премии будет выброшенными на ветер деньгами.

Выгодоприобретатель

При заключении договора страхования или при наступлении страхового случая страхователь может указать в качестве лица, которое получит страховое возмещение, третье лицо — выгодоприобретателя (ст. 939 ГК РФ).

При этом выгодоприобретатель не является стороной договора страхования.

Страховщик вправе требовать от выгодоприобретателя выполнения предусмотренных договором страхования действий, если они не были исполнены страхователем (предоставить определенный пакет документов, предоставить доступ специалисту к поврежденному грузу и т.п.). Эта норма является исключением из общего правила, которым устанавливается отсутствие обязательств у лиц, не участвующих в этом обязательстве (ч. 3 ст. 308 ГК РФ).

Суброгация

Законом предусмотрено право страховщика требовать от лица, ответственного за причиненные убытки, возместить выплаченное страховое возмещение (ст. 965 ГК РФ). Фактически суброгация это форма регрессного требования.

Право на суброгацию может быть ограничено исключительно договором или правилами страхования, причем, на это должно иметься явное указание в тексте указанных документов.

Если этого указания нет — такое право страховщику предоставляется на основании закона.

Страховая компания — не благотворительная организация. Выплатив страховое возмещение своему клиенту она пойдет к ответственному лицу (не обязательно виновному) и потребует от него возместить причиненный убыток.

К примеру, если экспедитор заключил договор страхования и после наступления страхового случая получил возмещение, страховщик обратится к перевозчику, с которым у экспедитора был заключен договор, и потребует выплатить ту сумму, которую уплатил экспедитору.

К этому примеру есть важное примечание. К примеру, экспедитор и перевозчик находятся в давних отношениях, которые планируют сохранять и далее.

Для этого они после наступления страхового случая заключают соглашение о том, что экспедитор отказывается от любых притязаний на возмещение причиненного ущерба.

Страховая компания обращается к перевозчику с суброгационным требованием, а в ответ получает копию соглашения об отсутствии каких-либо претензий. В этом случае страховая компания вправе потребовать у экспедитора возвратить страховое возмещение (ч. 4 ст. 965 ГК РФ).

Если у вас произошла неприятная ситуация и контрагент просит предоставить сведения, документы или письма для получения страхового возмещения, стоит несколько раз подумать.

Вы в любом случае будете должны возместить причиненный ущерб (только если не застраховали свои риски и ваш случае не будет признан вашим страховщиком подпадающим под определение страхового), вопрос только кому.

Суды обычно исходят из того, что страховая компания не производит необоснованных выплат, поэтому в процессе со страховой компанией шансов получить решение в вашу пользу у вас меньше, чем в споре с вашим контрагентом.

Страхование груза перевозчиком или экспедитором

Казалось бы, зачем перевозчику или экспедитору заключать договор страхования своей ответственности со множеством исключений и нюансов, если можно просто застраховать груз и быть за него спокойным? Но не все так просто.

Части 1 и 2 статьи 930 ГК РФ гласят о том, что имущество может быть застраховано по договору страхования в пользу лица (страхователя или выгодоприобретателя), имеющего основанный на законе, ином правовом акте или договоре интерес в сохранении этого имущества. Договор страхования имущества, заключенный при отсутствии у страхователя или выгодоприобретателя интереса в сохранении застрахованного имущества, недействителен.

Части 4 и 5 статьи 4 Закона РФ от 27.11.1992 года № 4015-1 “Об организации страхового дела в Российской Федерации” разделяют страхование имущества и страхование предпринимательских рисков.

  • Объектами страхования имущества могут быть имущественные интересы, связанные с риском утраты (гибели), недостачи или повреждения имущества.
  • Объектами страхования предпринимательских рисков могут быть имущественные интересы, связанные с риском возникновения убытков от предпринимательской деятельности из-за нарушения своих обязательств контрагентами предпринимателя или изменения условий этой деятельности по независящим от предпринимателя обстоятельствам, в том числе с риском неполучения ожидаемых доходов.
  • Так как у перевозчика или экспедитора отсутствует прямой интерес в сохранности имущества, однако, имеется интерес в том, чтобы устранить (частично или полностью) ответственность за повреждение, порчу или гибель груза, принятого к перевозке, страховать непосредственно груз они не могут, так как это не в их интересе.

Пунктом 11 Пленума Верховного Суда РФ от 27 июня 2013 года № 20 установлено, что интерес в сохранении имущества по договору добровольного страхования состоит в его сохранении от негативных последствий, предусмотренных страховым случаем.

Этим же пунктом Верховный Суд РФ определил, что в случае, если страховщик оспаривает действительность заключенного им договора добровольного страхования имущества в связи с отсутствием у страхователя (выгодоприобретателя) интереса в сохранении застрахованного имущества (пункт 2 статьи 930 ГК РФ), обязанность доказывания отсутствия интереса у лица, в пользу которого заключен договор страхования, возлагается на страховщика.

Аналогичная позиция выражена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда от 14 мая 2013 года № 16805/12.

FAQ (часто задаваемые вопросы)

В этом разделе будут приведены ответы на часто задаваемые вопросы, касающиеся страхования грузов и ответственности экспедитора и перевозчика.

В. Должен ли грузовладелец, экспедитор или перевозчик страховать дорогой груз?

О. Не должен. Понуждение к заключению договоров не допускается (ст. 421 ГК РФ). Если грузовладелец, экспедитор или перевозчик желает застраховать груз или свою ответственность, они это могут сделать только добровольно.

В. Если груз и (или) ответственность экспедитора были застрахованы, допустимо ли не обращаться в страховую компанию за возмещением?

О. Допустимо. Грузовладелец или экспедитор вправе обратиться как в страховую компанию, так и к своему контрагенту за возмещением причиненного ущерба.

В. Входит ли в страхование ответственности перевозчика или экспедитора риск повреждения объектов на территории грузоотправителя или грузополучателя?

О. Только если это прямо предусмотрено договором или правилами страхования. Но стандартные договоры страхования такие риски не покрывают.

В. Если я оплатил часть страховой премии, но потом решил не заключать договор страхования. Можно ли вернуть часть оплаченной страховой премии?

О. Нет, если это прямо не предусмотрено договором страхования (абз. 2 ч. 3 ст. 958 ГК РФ). При этом право оплачивать страховую премию несколькими платежами предусмотрена законом (ч. 3 ст. 954 ГК РФ).

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПЕРЕВОЗЧИКА,

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *