Должен ли жск проводить обязательный аудит: образец отчета ревизионной комиссии, должна ли предупреждать о проверке проверяющая организация, а также как проверить?

Кто подпадает под обязательный аудит? Перечень субъектов, подлежащих этой процедуре, устанавливается разными федеральными законами. Из нашего материала вы узнаете об основных видах организаций, для которых обязателен аудит бухгалтерской отчетности.

Какие организации обязаны проводить обязательный аудит отчетности: 6 случаев по закону № 307-ФЗ

Пао или ао: кому требуется аудировать отчетность

Допустили к организованным торгам? Готовьтесь к аудиту!

  • Как вид составляемой отчетности влияет на обязательность аудита
  • Превысили выручку на 1 рубль от критерия в 400 миллионов — аудит неизбежен
  • Компании, попадающие под обязательный аудит годовой бухгалтерской отчетности по другим федеральным законам
  • Куда и когда нужно представить аудиторское заключение по отчетности за 2019 год
  • Итоги

Какие организации обязаны проводить обязательный аудит отчетности: 6 случаев по закону № 307-ФЗ

Какие организации обязаны проводить аудит? В ст. 5 закона «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ перечислены случаи проведения обязательного аудита. Закон описывает критерии подпадающих под обязательный аудит организаций, а также иные условия, учитываемые при решении вопроса о том, когда нужно проводить обязательный аудит:

Должен ли ЖСК проводить обязательный аудит: образец отчета ревизионной комиссии, должна ли предупреждать о проверке проверяющая организация, а также как проверить?

Фактически перечень случаев проведения обязательного аудита открыт. Это означает, что не перечисленные в нем компании также могут подпасть под обязательный аудит, если такое требование будет установлено другими федеральными законами.

Далее рассмотрим основные случаи обязательного аудита по закону № 307-ФЗ (на рисунке это случаи 1-5). Случай 6 специальной расшифровки не требует, так как в законе перечислены конкретные организации. Они обязаны проводить аудиторскую проверку ежегодно вне зависимости от выполнения/невыполнения других критериев обязательного аудита.

Пао или ао: кому требуется аудировать отчетность

Законодатели выделили в отдельный случай обязательность проведения аудита акционерными обществами.

Как только в юридическом названии компании появляется словосочетание «акционерное общество», автоматически у нее возникает обязанность по проведению аудита.

При этом не имеет значения, выбрана такая форма собственниками при учреждении компании или этот статус она приобрела после преобразования или смены организационно-правовой формы. Не играет роли и форма: ПАО или АО.

Какие компании признаются акционерными обществами и какие их виды существуют, показано на рисунке:

Должен ли ЖСК проводить обязательный аудит: образец отчета ревизионной комиссии, должна ли предупреждать о проверке проверяющая организация, а также как проверить?

Допустили к организованным торгам? Готовьтесь к аудиту!

Ответственность за уклонение от проведения обязательного аудита

Должен ли ЖСК проводить обязательный аудит: образец отчета ревизионной комиссии, должна ли предупреждать о проверке проверяющая организация, а также как проверить?

Вопросы нам часто задают по этому поводу. Вот решили комплексно ответить. Представляю вашему вниманию материал, подготовленный аудиторами группы компаний «Налоги и финансового право» под руководством директора по аудиту Звягина Дмитрия Сергеевича.

Аудит и обязательный аудит

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», определенная категория организаций обязана проходить обязательную независимую проверку финансово-хозяйственной деятельности (аудит). За отказ или несоблюдение сроков юридическому лицу и его руководству придется отвечать перед законом.

Ответственность за отсутствие обязательного аудита — это штрафные санкции, которые применяются к организациям, перечисленным в законе «Об аудиторской деятельности». Для них независимая проверка бухгалтерии обязательна. О том, какие штрафные санкции за отсутствие аудиторского заключения существуют, расскажем далее.

С точки зрения собственника финансовые затраты на аудиторскую проверку балансируются уверенностью в достоверности данных для анализа финансового положения бизнеса, подготовленных бухгалтерской службой, тестируется качество бухгалтерской службы как составной части организации, выявляются риски финансовых потерь.

Когда аудит становится обязательным

  • Обязательному аудиту подлежат отдельные типы организаций вне зависимости от организационно-правовой формы. К числу таких организаций, в частности, относятся:
  • — акционерные общества (в том числе ЗАО);
  • — организации, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг;

— жилищные накопительные кооперативы (ст.54 Федеральный закон от 30.12.2004 г. № 215-ФЗ «О жилищных накопительных кооперативах»);

— застройщики (ст.18 Федерального закона от 30.12.2004 г. № 214-ФЗ);

  1. — организацией, являющейся профессиональным участником рынка ценных бумаг;
  2. — негосударственным пенсионным или иным фондом;
  3. Полный перечень организаций, которые обязаны проводить аудиторскую проверку, опубликован на сайте Минфина РФ.
  4. Кроме того, в общем случае, аудит обязателен, если финансовые показатели организации достигли следующих значений:
  5. — выручка превышает 400 млн. рублей;
  6. и/или

— валюта баланса превышает 60 млн. рублей.

Финансовые показатели берутся за год, предшествующий отчетному. То есть необходимость проведения аудита за 2019 год определяется по результатам анализа финансовых показателей за 2018 год.

В какой срок должно быть подготовлено аудиторское заключение

Обязательный экземпляр составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности представляется не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода в налоговый орган по месту нахождения экономического субъекта.

При представлении обязательного экземпляра составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая подлежит обязательному аудиту, аудиторское заключение о ней представляется вместе с такой отчетностью либо не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом (п.5 ст.18 Федерального закона от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»).

То есть аудиторское заключение за 2019 год должно быть составлено не позднее 31.12.2020 г.

Публикация бухгалтерской отчетности и аудиторского заключения

В отдельных случаях организация обязана опубликовать свою отчетность, например:

— жилищные накопительные кооперативы (ст.21 Федеральный закон от 30.12.2004 г. № 215-ФЗ «О жилищных накопительных кооперативах»);

— ООО в случае публичного размещения облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг (Федеральный закон от 08.02.1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»);

— организации, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг (Федеральный закон от 22.04.1996 г. № 39-ФЗ);

— публичные акционерные общества, а также непубличные акционерные общества в случае, когда число их акционеров превышает 50 или в случае публичного размещения им облигаций или иных ценных бумаг (ст.92 Федеральный закон от 26.12.1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»);

— консолидированную отчетность, если такая отчетность составляется (ст.7 Федеральный закон от 27.07.2010 г. № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности»).

В случае наличия обязанностей по опубликованию бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая подлежит обязательному аудиту, такая бухгалтерская (финансовая) отчетность должна публиковаться вместе с аудиторским заключением не позднее 3 дней с момента составления аудиторского заключения (п.10 ст. 13 Федерального закона № 402-ФЗ). Опубликование бухгалтерской (финансовой) отчетности осуществляются в порядке и случаях, которые установлены федеральными законами.

Например, требования к содержанию годового отчета акционерных обществ установлены в Положении о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утв. Банком РФ от 30.12.2014 г. № 454-П (далее по тексту — Положение).

Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность АО, подлежащего обязательному аудиту, раскрывается путем опубликования ее текста на странице в сети Интернет не позднее трех дней с даты составления аудиторского заключения, выражающего в установленной форме мнение аудиторской организации о ее достоверности (п.71.4 Положения).

Сведения о результатах обязательного аудита подлежат внесению в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц заказчиком аудита с отражением, среди прочего, перечня бухгалтерской (финансовой) отчетности, в отношении которой проводился аудит, мнения аудиторской компании (индивидуального аудитора) о достоверности вышеуказанной отчетности с указанием обстоятельств, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на достоверность такой отчетности.

Ответственность

За отсутствие (непредставление, не опубликование) аудиторского заключения на Федресурсе законодательством предусмотрена административная ответственность: п. 6-8 ст. 14.25 КоАП РФ в виде штрафа в размере от 5000 до 50000 рублей, а в случае повторного правонарушения — дисквалификация должностного лица от 1 года до 3 лет.

Последствия непроведения обязательного аудита (штрафы)

1. Штрафы со стороны налоговых органов, органов исполнительной власти, осуществляющих функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, Счетной палаты РФ и контрольно-счетных органов субъектов РФ (ст.28.3 КоАП).

За не предоставление аудиторского заключения в налоговый орган ответственность не установлена (ст. 14 Закона № 402-ФЗ; подп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ), тем не менее, налоговый орган, установив при проверке отсутствие у проверяемого лица аудиторского заключения, вправе составить протокол об административном правонарушении.

Статьей 15.

11 КоАП РФ предусмотрены штрафы за грубое нарушение правил бухгалтерского учета и отчетности, в том числе и за отсутствие аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности (в случае, если проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности является обязательным). Сумма штрафа для руководителя за отсутствие заключения составляет от 5 000 до 10 000 руб., а при повторном нарушении — от 10 000 до 20 000 руб., либо руководителю грозит дисквалификация на срок от 1 года до 2 лет.

Также отмечаем, что в соответствии с пунктом 3 статьи 52 Федерального закона № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» к информации (материалам), подлежащей предоставлению лицам, имеющим право на участие в общем собрании акционеров, при подготовке к проведению общего собрания акционеров общества относятся, в том числе годовой отчет общества и заключение ревизионной комиссии (ревизора) общества по результатам его проверки, годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность, аудиторское заключение и заключение ревизионной комиссии (ревизора) общества по результатам проверки такой отчетности.

Таким образом, отсутствие аудиторского заключения является нарушением требований законодательства о порядке подготовки и проведения общих собраний акционеров, участников обществ с ограниченной (дополнительной) ответственностью и владельцев инвестиционных паев закрытых паевых инвестиционных фондов, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 15.23.1 КоАП РФ и влечет за собой наложение штрафа:

  • — на граждан в размере от 2 до 4 тысячи рублей;
  • — на должностных лиц — от 20 до 30 тысяч рублей или дисквалификацию на срок до одного года;
  • — на юридических лиц — от 500 тысяч до 700 тысяч рублей.
  • 2. Штрафы со стороны Банка России
  • Самые серьезные санкции могут быть наложены Банком России.

Публичное АО обязано раскрывать годовой отчет и годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность (ст.92 Федерального закона от 26.12.1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», далее по тексту — Закон № 208-ФЗ). Требования к содержанию годового отчета акционерных обществ установлены в Положении о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утв. Банком РФ от 30.12.2014 г. № 454-П

Читайте также:  Согласие супруга на дарение квартиры: необходимость и исключения из правил

Не опубликованиеакционерным обществом на странице в сети Интернет, равно как и непредставление акционерам, аудиторского заключения в установленный срок является нарушением требований законодательства, касающихся представления и раскрытия информации на финансовых рынках. Раскрытие информации не в полном объеме (бухгалтерская отчетность должна раскрываться вместе с аудиторским заключением), и (или) недостоверной информации, и (или) вводящей в заблуждение информации влечет наложение административного штрафа:

— на должностных лиц — от 30.000 до 50.000 руб. или дисквалификацию на срок от 1 года до 2 лет;

— на юридических лиц — от 700.000 до 1.000.000 рублей. (п. 2 ст. 15.19 КоАП РФ).

3. Штрафы со стороны Росстата

За непредставление аудиторского заключения к комплекту представляемой в Росстат бухгалтерской отчетности (в случае обязательного аудита), организации и ее должностному лицу может грозить административный штраф (ст.19.7 КоАП РФ):

— от 300 до 500 рублей (на должностных лиц);

— от 3 тыс. до 5 тыс. рублей (на юридических лиц).

При этом наложение штрафа не освобождает организацию от обязанности представить аудиторское заключение в органы статистики (п.4 ст.4.1 КоАП РФ).

Отметим, что срок хранения аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности не ограничен (ч. 1 ст. 29 Федерального закона № 402-ФЗ; ст. 408 Перечня, утв. Приказом Минкультуры от 25.08.2010 г. № 558).

Срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства о бухгалтерском учете составляет 2 года со дня совершения административного правонарушения (ст.4.5 КоАП РФ).

Перспектива

В настоящее время самая жесткая мера ответственности применяется в отношении непредставление информации акционерам. Иные штрафные санкции для крупных компаний имеют незначительный размер. Примеров судебных решений, когда суд подтверждает обоснованность наложения штрафа на организацию исключительно за не опубликование аудиторского заключения, в арбитражной практике довольно мало.

Так, например:

1) отделением по Алтайскому краю Сибирского главного управления Центрального банка Российской Федерации постановлением от 16.06.2017 № 17-6094/3110 был наложен штраф на ЗАО «Бийский крупяной комбинат «Наладчик» в размере 500 тысяч рублей по части 2 статьи 15.23.

1 КоАП РФ на основании непредставления аудиторского заключения к годовому общему собранию акционеров. Решением АС Алтайского края от 5 октября 2017 г.

по делу № А03-11802/2017 штраф был отменен (заменен на предупреждение), но только на основании доказательства вины аудиторской организации в несвоевременном представлении аудиторского заключения.

2) постановлениями ЦБ РФ от 27.02.2014 N 59-01-05-77-ЮЛ-16-4667/3110-1, N 59-01-05-77-ЮЛ-16-4668/3110-1 ЗАО «МТО» привлечено к ответственности по ч. 2 ст. 15.23.1 КоАП РФ, назначен штраф в размере 500 000 руб. Решениями судов нескольких инстанций наложенный штраф оставлен в силе.

Учитывая, что размер административных санкций не обеспечивает должным образом исполнение обязанности по обязательному прохождению аудиторской проверки в 2019 году Минфином РФ подготовлен Проект Федерального закона «О внесении изменений в КоАП РФ (в части установления ответственности за непредставление годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности и аудиторского заключения о ней в государственный информационный ресурс)».

Проектом закона предусмотрено дополнить главу 15 КоАП РФ статьей 15.11.1. Размер штрафа по данному проекту будет зависеть от того, необходимо ли проведение обязательного аудита. Если да — то штраф существенно больше.

Так, согласно данному проекту, несвоевременное представление юрлицом отчетности, а равно представление ее в неполном составе может повлечь наложение штрафа до 200 тыс. руб.; до 500 тыс. руб. — если такая отчетность подлежит обязательному аудиту.

В случае непредставления отчетности размер штрафа для юрлиц в отношении отчетности, подлежащей обязательному аудиту, может составить до 700 тыс. рублей.

Таким образом законопроект расширяет сферу применения существенных штрафов не только в части их применения Банком России к публичным акционерным обществам, но и к любым организациям, подлежащим обязательному аудиту.

Законопроект подготовлен 29.06.2018 г., но до настоящего времени не внесен на рассмотрение в Государственную думу РФ.

В этой связи отметим, что согласно недавно опубликованному проект Кодекса об административных правонарушений, подготовленного Минюстом РФ, штраф предполагается установить в еще большем размере. Так, штрафы за несдачу бухотчестности в ГИРБО, в т.ч. и аудиторского заключения предполагается довести до 1 500 000 рублей.

Обязательный аудит в 2020 году

Должен ли ЖСК проводить обязательный аудит: образец отчета ревизионной комиссии, должна ли предупреждать о проверке проверяющая организация, а также как проверить? Рассказываем, какие организации попадают под обязательный аудит отчетности в 2020 году, как часто аудит проводится и что будет тем, кто игнорирует требования закона об обязательном аудите бухгалтерской (финансовой) отчетности. 

Подлежит ли организация обязательному аудиту бухотчетности в 2020 году

Обязательный аудит проводится в отношении организаций, указанных в ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»:

  • 1. если организация имеет организационно-правовую форму акционерного общества;
  • 2. если ценные бумаги организации допущены к организованным торгам;
  • 3. если организация является:
  • кредитной организацией,
  • бюро кредитных историй,
  • организацией, являющейся профессиональным участником рынка ценных бумаг,
  • страховой организацией,
  • клиринговой организацией,
  • обществом взаимного страхования,
  • организатором торговли,
  • негосударственным пенсионным или иным фондом (за исключением фонда, имеющего статус международного фонда в соответствии с Федеральным законом от 03.08.2018 года N 290-ФЗ),
  • акционерным инвестиционным фондом,
  • управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда (за исключением государственных внебюджетных фондов).

4. если объем выручки от продажи продукции, выполнения работ, оказания услуг организации за предшествовавший отчетному год превышает 400 млн рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 млн рублей;

5. если организация представляет и (или) раскрывает годовую сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность;

6. в иных случаях, установленных федеральными законами.

Строго говоря, указанный перечень является открытым. Ежегодно Минфин РФ на своем сайте публикует перечень случаев проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за предыдущий год. 

Отметим, что ко второму чтению подготовлен проект федерального закона о внесении изменений в Федеральный закон № 307-ФЗ (№ 273179-7). Его рассмотрение планируется на июль 2020 года.

Правительство собирается изменить требования к проведению обязательного аудита в отношении некоммерческих организаций.

Например, в пункте 3 части 1 статьи 5 закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ определено, что обязательный аудит проводится, если организация является «иным фондом». Это значит, что любая некоммерческая организация, созданная в организационно-правовой форме «фонд» (в том числе и благотворительная), обязана проводить аудит, независимо от годового оборота средств и своего баланса.

Правительственный законопроект предлагает установить в законе об аудиторской деятельности требования к проведению обязательного аудита для некоммерческих организаций (благотворительных фондов) – собственников целевого капитала, специализированных фондов управления целевым капиталом.

Также обязательный аудит предлагается предусмотреть для некоммерческих организаций – получателей дохода от целевого капитала, соответствующие положениям законов о некоммерческих организациях и о порядке формирования и использования целевого капитала НКО.

Одновременно предлагается установить нижнюю границу финансовых показателей, при превышении которой проводится обязательный аудит в благотворительных фондах, в размере 3 млн рублей в год. В правительстве уверены, что перечисленные поправки упорядочат действующее законодательство в отношении аудита благотворительных фондов и снизят организационную и финансовую нагрузку на их деятельность.

Кто проводит аудит для организаций, подлежащих обязательному аудиту бухотчетности

Согласно ст. 5 Федерального закона от 30.12.

2008 № 307-ФЗ, обязательный аудит бухотчетности организаций, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам, иных кредитных и страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля госсобственности составляет не менее 25%, госкорпораций, госкомпаний, публично-правовых компаний проводится только аудиторскими организациями.

Договор на проведение такого аудита заключается по результатам проведения не реже чем один раз в 5 лет открытого конкурса в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Обязательный аудит должен проводиться организациями, подлежащими ему, ежегодно.

Куда представлять обязательное аудиторское заключение по бухотчетности за 2019 год

Сведения о результатах обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности подлежат внесению в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц. Эти сведения вносятся самим заказчиком аудита. Также в реестр вносится следующая информация:

  • сведения об аудиторе;
  • перечня бухгалтерской (финансовой) отчетности, в отношении которой проводился аудит;
  • период, за который была составлена проверенная документация;
  • мнение аудиторской организации о достоверности бухгалтерской отчетности;
  • обстоятельства, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на достоверность отчетности.

Если сведения составляют коммерческую тайну, организация может не вносить их в госреестр.

Кроме того, с 2020 года в соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 28.11.2018 № 444-ФЗ, ФНС России будет вести государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности. 

Государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности (ГИР БО) – это совокупность бухотчетности экономических субъектов, обязанных составлять такую отчетность, а также аудиторских заключений о ней в случаях, если отчетность подлежит обязательному аудиту.

Обязательный экземпляр годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности сдается в налоговый орган по месту нахождения экономического субъекта не позднее трех месяцев после окончания отчетного года (пп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ.

От представления обязательного экземпляра отчетности в ФНС России освобождаются:

  • организации государственного сектора;
  • Центральный банк Российской Федерации;
  • религиозные организации;
  • организации, представляющие бухгалтерскую (финансовую) отчетность в Центральный банк Российской Федерации;
  • организации, годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность которых содержит сведения, отнесенные к государственной тайне в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • организации в случаях, установленных Правительством Российской Федерации.
Читайте также:  Ликвидация жск в судебном порядке в связи с банкротством: что делать? пошаговая инструкция, как подать документы в реестр кредиторов, а также описание проведения процедуры

В ГИР БО не представляется последняя бухгалтерская (финансовая) отчетность реорганизуемого или ликвидируемого юридического лица.

С 1 января 2020 года упраздняется требование представлять бухгалтерскую отчетность в орган статистики. 

1С:Бухгалтерия 8: заполнение строки «Подлежит обязательному аудиту ДА НЕТ» в бухгалтерском балансе за 2019 год

Форма бухгалтерского баланса за 2019 год дополнена новой строкой, в которой необходимо указать подлежит организация обязательному аудиту или нет (рис. 1). 

Изменения внесены приказом Минфина России от 19.04.2019 № 61н. Без указания этих данных бухгалтерская отчетность не может быть выгружена и отправлена в налоговый орган (файл не будет сформирован, выдается соответствующее сообщение об ошибке).

Если организация не подлежит обязательному аудиту, то следует двойным щелчком мыши установить знак «Х» в поле «НЕТ».

Если организация подлежит обязательному аудиту, то следует двойным щелчком мыши установить знак «Х» в поле «ДА» и в строках ниже указать данные аудиторской организации или индивидуального аудитора, которые проводят аудит. Эти данные можно не указывать, если на момент сдачи отчетности они не известны. 

Аудиторская проверка ТСЖ – кто может инициировать

Если многоквартирным домом управляет ТСЖ, то распоряжение средствами, которые жильцы платят на поддержание дома в хорошем состоянии, осуществляет правление товарищества.

И не всегда в нём присутствуют исключительно люди кристальной честности и высокой компетентности.

Иногда ими могут допускаться растраты как по злому умыслу, так и из-за слабых управленческих навыков, принимаются неверные решения по содержанию дома.

https://www.youtube.com/watch?v=2dD5qbFxryA

Если жильцы МКД начали замечать рост цен на услуги или то, что уровень их оказания падает. А может и то, и другое сразу, дело наверняка в проблемах с руководством. В этом случае нужно инициирование аудиторской проверки ТСЖ.

Правом на это обладает любой член товарищества, или даже не являющийся им собственник квартиры в доме, который находится под управлением ТСЖ.

Помимо таких ревизионных проверок, проводящихся по запросу и называющихся внеплановыми, с определённой периодичностью должны выполняться также плановые.

Проверки бывают разные, и заниматься ими могут сами жильцы, назначенные в ревизионную комиссию,  государственные ведомства, или частные компании, обладающие лицензией.

Если говорить о последнем варианте – проверка аудиторской компанией, позволяющая выявить нарушения в работе ТСЖ и принять меры до того, как ими заинтересуются надзорные органы, то подобные проверки обычно инициируются правлением ТСЖ.

Должен ли ЖСК проводить обязательный аудит: образец отчета ревизионной комиссии, должна ли предупреждать о проверке проверяющая организация, а также как проверить?

Ревизия деятельности ТСЖ

В её ходе проверяется, насколько работа товарищества соответствует его уставу. С её помощью устанавливается:

  • насколько законны проводимые им операции;
  • все ли они целесообразны;
  • баланс доходов и расходов;
  • насколько точно отражают положение дел бухгалтерские документы;
  • и тому подобное.

То есть, проводится всесторонняя проверка тех членов товарищества, которые наделены полномочиями, и устанавливается, насколько успешно они справляются с возложенными обязанностями.

При аудите могут выявляться как ошибки, так и намеренное использование незаконных схем для вывода средств, например, заключение фиктивных соглашений с подрядчиками.

То есть можно выявить факты воровства, если они имели место.

Проверка работы ТСЖ может проводиться как самим товариществом, при помощи ревизора либо ревизионной группы, или же надзорными органами – жилищным надзором или прокуратурой. Также этим могут заниматься представители специально нанятой аудиторской компании.

Проведение аудита ТСЖ

Должен ли ЖСК проводить обязательный аудит: образец отчета ревизионной комиссии, должна ли предупреждать о проверке проверяющая организация, а также как проверить?

Зачастую жильцы многоквартирного дома расценивают действия ТСЖ, его председателя относительно финансовых операций не удовлетворяющим требованиям устава. Они могут считать, что стоимость коммунальных услуг высокая, завышена сметная стоимость на производство ремонта, качество произведенных работ не соответствует требованиям строительных норм и правил и т.д.

Вопросы относительно требований собственников помещений разрешаются ревизионной комиссией. По определению, приведенному в положениях статьи 150 ЖК РФ, она является надзорным органом, осуществляющей контроль над финансово-хозяйственной деятельностью организации.

Ревизионная комиссия наделена правом осуществления проверок в любое время на протяжении текущего года. В соответствии с нормативами ревизионная комиссия производит проверку деятельности товарищества ежегодно, после чего ее результаты представляет общему собранию.

Ревизионная комиссия наделяется правом требования любых документов относительно хозяйственной либо финансовой деятельности организации. Если будут выявлены нарушения при проверке, то она созывает общее собрание.

При этом собранию предъявляются документы, подтверждающие факт допущенных нарушений. 

Кто может инициировать и с чего начинается деятельность ревизионной комиссии?

Отдельные члены ТСЖ также могут задаваться вопросом, как проверить финансовую деятельность. Каждый член вправе инициировать начало аудита, если у него возникают какие-либо сомнения относительно проводимой финансово-хозяйственной деятельности.

Он должен написать прошение об осуществлении проверки, которая подается в ревизионную комиссию.

При желании указанное выше лицо может организовать сбор подписей других членов, чтобы его претензии не носили индивидуальный характер, а были продиктованы общественным мнением.

Для осуществления проверки деятельности ТСЖ ревизионная комиссия должна составить план работ. На основании поданного прошения ревизионная комиссия запрашивает у правления документы, касающиеся финансовой либо хозяйственной деятельности.

Как было отмечено выше, правление обязано представить требуемые для проведения аудита документы в целях уточнения изложенного в прошении факта. В обязанности председателя входит проверка обоснованности требований и замечаний, которые изложены в прошении жильцов многоквартирного дома.

По итогам аудита ревизионная комиссия оформляет акт, который подписывается председателями комиссии, его главным бухгалтером. Если имеются возражения либо замечания, то о них указывается в акте. Помимо того оформляется деловая бумага в письменной форме, которая подается председателю ревизионной комиссии.

Она приобщается к материалам, собранным в ходе проведения аудита, потому что является неотъемлемой частью акта.

Поэтому если хотите, чтобы вас не обворовывали, выбирайте в ревизионную комиссию ТСЖ грамотных и добросовестных людей – только они в состоянии досконально знать и могут проконтролировать платежи, объёмы и расходы на необходимые работы в доме (лица, имеющие квалификацию юриста, бухгалтера). Компетенция ревизионной комиссии определяется законом и уставом. Порядок
деятельности определяется документом, утвержденным общим собранием собственников.
Проверка финансово-хозяйственной деятельности ТСЖ осуществляется:

  • по итогам за год – в обязательном порядке; 

Отчет ревизионной комиссии тсж — это что такое, как выглядит образец, зачем нужен акт проверки и какие документы необходимо подготовить?

Ревизионная комиссия – внутренний орган, который призван контролировать деятельность ТСЖ.

Она формируется из участников товарищества. При этом члены правления не могут входить в её состав.

В ходе проведения внутренних проверок группа составляет акт, который должен представляться общему собранию ТСЖ. Также РК должна отчитываться перед товариществом о проделанной работе.

По результатам такой процедуры принимается решение о дальнейшей целесообразности функционирования ревизионной группы.

Что такое ревизионная комиссия ТСЖ?

В ст. 117 и 145 ЖК РФ предусматривается создание органа, наделенного полномочиями, связанными с контролем в отношении деятельности ТСЖ. А в ст. 120 ЖК РФ речь идет о необходимости избрания так называемой ревизионной комиссии в рамках проведения общего собрания ЖСК на временной период не более 2-х лет. Общее понятие РК рассматривается в ст. 150 того же документа.

  Как списать долг по ипотеке 600 тысяч рублей до 2020

Внимание! Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефонам Москва; Санкт-Петербург; доб.480 Бесплатный звонок для всей России.

Внимание

Законодательство гласит, что члены ревизионной комиссии ТСЖ обязаны не меньше чем раз в год осуществлять плановые проверочные мероприятия хозяйственной и финансовой деятельности товарищества собственников жилья, а также давать заключения о создании сметы доходов и расходов за прошедший год (п. 1.1 ФЗ№123 от 04.06.2011 г.). Общие положения, связанные с деятельностью ревизионной комиссии ТСЖ, предоставляются в ЖК РФ – ст. 150.

Избрание ревизионной комиссии осуществляется на основании общего собрания членов ТСЖ. В составе не могут присутствовать члены ее правления. Именно из этой группы лиц происходят выборы председателя.

Состав надзорного органа

В состав надзорного органа может входить любое физическое лицо. Чаще всего ревизорами становятся те, кому не безразлична судьба дома: члены ТСЖ или собственники, не состоящие в товариществе. Вопрос об утверждении участников ставится на общем собрании.

Читайте также:  Можно ли делать перепланировку в квартире в ипотеку: как это возможно, если у вас ипотечное жилье в новостройке, которое куплено, например, через сбербанк?

Состав проверочной структуры избирается на срок до 2 лет. По истечению этого времени собственникам необходимо снова проводить собрание для выбора и назначения новых ревизоров.

Принимая решение об утверждении комиссии, жильцам необходимо знать, что проведение аудита требует определенных знаний бухучета и экономики. Поэтому если среди желающих стать ревизорами есть бухгалтера, финансисты, юристы и экономисты, то лучше отдать свой голос за них.

За неимением среди претендентов на эту должность представителей данных профессий выбранные члены комиссии имеют право привлекать к работе специалистов.

Человек, который уже избирался на должность ревизора, может быть включен в состав комиссии повторно на следующих выборах, но не позднее чем через 3 года.

Надзорная инспекция состоит из председателя, который избирается ее членами, секретаря и остальных участников. Председатель организует процесс проверки, созывает собрания, подписывает отчеты о проведенной ревизии.

Секретарь составляет протоколы собраний, подписывает документы вместе с председателем и предоставляет необходимые документы от лица ревизоров уполномоченным лицам.

Кто не может быть членом подобной структуры?

В число ревизоров не могут входить председатель ТСЖ, а также учредители организации. Люди, занимающие эти должности, являются заинтересованными лицами, а значит ревизия с их участием не может быть объективной и законной.

Нормативная база

Основной документ, регламентирующий деятельность ревизионной комиссии ТСЖ – Жилищный кодекс РФ. В процессе изучения данного вопроса следует опираться на следующие статьи:

  • ст. 117 «Общее собрание членов жилищного кооператива», в которой предусмотрены порядки и нормы его проведения;
  • ст. 120 «Ревизионная комиссия жилищного кооператива»;
  • ст. 145 «Общее собрание членов ТСЖ», в п. 2 сказано, что силами этого мероприятия производится выбор состава РК;
  • ст. 150 «Ревизионная комиссия» включает в себя понятие и определение РК, а также основные правила ее формирования.
  • ФЗ№7 «О некоммерческих организациях» в ред. от 05.02.2018 г.

Кроме того, ревизионная комиссия ТСЖ в процессе своей деятельности опирается на Положения, составленные в рамках собрания, в которых и прописаны все полномочия, обязательства, порядки проведения проверок.

Правление

Правление жилищного кооператива – это коллегиальный орган. Он избирается на общем собрании из числа членов.

Срок полномочий и условия деятельности определяются уставом или внутренними документами организации (ст. 118 ЖК РФ).

В период между общими собраниями правление:

  • руководит текущей деятельностью (п. 3 ст. 118 ЖК РФ);
  • рассматривает заявления о приеме в члены ЖСК и передает свое заключение на утверждение общему собранию (ст. 121 ЖК РФ);
  • избирает председателя правления (п. 3 ст. 118 ЖК РФ).
  • Посмотрите видео о роли правления в жилищном кооперативе:
  • Звоните юристу
  • Подберем специалиста за вас
  • 8 Москва
  • 8 СПб

Кто может быть членом ревизионной комиссии ТСЖ?

Член ревизионной комиссии вовсе не обязан вступать в ТСЖ и быть его активным участником. Лишь правление избирается из их числа, а формирование ревизионной комиссии происходит на базе всех собственников квартир МКД. В п. 2 ст.

147 ЖК РФ сказано, что правление избирается только из членов ТСЖ в рамках общего их собрания. В п. 1 ст.

150 речь ведется о том, что РК подлежит избиранию общим собранием членов ТСЖ, но оговорок о том, что выбор производится строго из членов ТСЖ, не имеется.

Уведомляет ли проверяющая организация о своем визите?

Информация обо всех плановых проверках есть в соответствующих графиках, и эта информация известна правлению жилкооператива и бухгалтерии. Графики плановых проверок определяются:

  1. органами жилконтроля.
  2. Уставом жилищной организации.
  3. Органами местного самоуправления.

Как видим, должно предупреждать о визите проверяющей организации, но в случае организации внеплановых проверок, инициирующие органы имеют право не предупреждать руководство ЖСК о предстоящем аудите.

Важно! При внеплановых проверках осуществлять насильственное изъятие финансовой или отчётной документации имеют право только сотрудники прокуратуры или налоговой полиции.

Часто практикуются совместные проверки, когда сотрудники прокуратуры приходят вместе с жилищным инспектором или представителями общественной комиссии.

Порядок избрания

Процедура, связанная с избранием ревизоров, осуществляется в рамках общего заседания, сформированного членами ТСЖ. Практика демонстрирует такую картину, что в львиной доле ситуаций на этом же заседании производится выбор и членов правления.

Следующий этап – утверждение председателя ревизионной комиссии. Именно на него будет возложена вся ответственность, связанная с деятельностью органа, поэтому все голосующие к выбору данного лица должны отнестись максимально серьезно.

Председатель будет наделен полномочиями, которые необходимы для подписания важнейших документов – отчетов, описей, смет.

На какой срок избирается?

В ст. 150 ЖК РФ сказано, что по истечении двухлетнего временного периода ревизионная комиссия обязуется прекратить свое функционирование. Это связано с тем, что избрание органа осуществляется лишь на временной отрезок, составляющий 2 года. Когда этот срок проходит, избирается новая ревизионная комиссия.

ВАЖНО

Обязательный аудит управляющая компания 2019 год

Проверка (аудит) ТСЖ и Управляющих Компаний (УК)

Собственники жилья часто не доверяют ТСЖ и Управляющим компаниям, сомневаются в правильности начисления квартплаты, целевом и обоснованном расходовании средств и во многих других вопросах.

Самостоятельно провести проверку деятельности ТСЖ или УК не всегда удается, для этого требуются профессиональные знания и значительное время. Выходом из ситуации может стать проверка (аудит) ТСЖ или УК с привлечением аудиторской организации.

Аудит ТСЖ сегодня выгоден всем сторонам — и правлению, и бухгалтерии, и председателю, и собственникам жилья. Собственникам проверка поможет дать ответы на многие вопросы, например, после аудита ТСЖ можно добиться снижения тарифов на коммунальные услуги до двух раз.

Для нашей компании аудит – это не только поиск ошибок и нарушений либо подтверждение их отсутствия, но и предложение клиенту оптимальных путей выхода из ситуации. Поэтому, проведя аудит, ТСЖ и УК не только подтвердят свою прозрачность и отсутствие нарушений перед собственниками, но и получат рекомендации по ведению бухучета, вариантам оптимизации налогов и по другим важным вопросам.

Если вы решили провести аудит своего ТСЖ или УК, важно при выборе аудиторской компании убедиться, что у нее уже есть немалый опыт в этой сфере, тогда подход будет не формальным и удастся выявить все, даже умышленно скрытые махинации. Аудит ТСЖ и УК – очень специфическая область и имеет ряд нюансов в сравнении с обычной аудиторской проверкой. Наша компания имеет для этого необходимый опыт и квалифицированных сотрудников.

Преимущества проведения проверки для ТСЖ:

  • возможность показать собственникам свою прозрачность и отсутствие злоупотреблений
  • получение объективной оценки качества налогового и бухгалтерского учета
  • вы сможете узнать, не грозят ли вам штрафы и доначисления в случае налоговой проверки
  • оптимизация налоговых затрат
  • проверка поможет выяснить, нет ли в деятельности ТСЖ ошибок, которые могут привести к изъятию доходов товарищества в государственный бюджет

Аудиторская проверка позволит собственникам жилья:

  • выяснить реальное финансовое положение ТСЖ
  • узнать о наличии либо отсутствии финансовых злоупотреблений
  • проверить достоверность отчета ТСЖ или УК
  • уточнить, грамотно ли организован бухучет и оплата налогов
  • проверить правильность начислений и коммунальных платежей
  • узнать, соответствуют ли доходы и расходы утвержденной смете
  • выявить случаи намеренного завышения расходов
  • получить мнение об эффективности управления денежными средствами

Инициатором аудита ТСЖ или УК может стать общее собрание жильцов или само ТСЖ — правление либо председатель. По закону все собственники жилья могут ознакомиться с результатами аудиторской проверки.

Жкх как провести аудит управляющей компании.

#1 Сообщение Irina_Trofimova » 17 дек 2015, 20:57

Уважаемые коллеги!Подскажите, пожалуйста,подлежит ли управляющая компания обязательному аудиту?

1. Обязательный аудит проводится в случаях:

5) если организация (за исключением органа государственной власти, органа местного самоуправления, государственного внебюджетного фонда, а также государственного и муниципального учреждения) представляет и (или) публикует сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность;6) в иных случаях, установленных федеральными законами.

(часть 1 в ред. Федерального закона от 28.12.2010 N 400-ФЗ)

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *