Проблемы жкх: пути решения беспредела в сфере жилищно-коммунального хозяйства, а, также, какой составили рейтинг основных вопросов в россии и как их решить?

Проблемы ЖКХ: пути решения беспредела в сфере жилищно-коммунального хозяйства, а, также, какой составили рейтинг основных вопросов в России и как их решить?

Многие собственники жилья ежемесячно исправно платят за содержание придомовой территории в надлежащем виде, однако не все понимают, как иногда сложно и тяжело управляющим компаниям и ЖКХ выполнять свои обязанности.

Какие проблемы ЖКХ существуют сегодня в России? Многие россияне считают своей главной проблемой ситуацию с жилищно-коммунальным хозяйством.

В последние несколько лет идет реформирование ЖКХ, но многие люди считают, что проблемы на самом деле не решаются, а наоборот, нарастают. Можно ли навести порядок в этой сфере, куда пропадают деньги, как обеспечить нормальное функционирование городов?

Основные проблемы ЖКХ в 2020 году

Давайте рассмотрим главные проблемы в ЖКХ и пути их решения коротко и ясно:

    Проблемы ЖКХ: пути решения беспредела в сфере жилищно-коммунального хозяйства, а, также, какой составили рейтинг основных вопросов в России и как их решить?

  1. Высокие тарифы и их необусловленный рост. Многие граждане РФ обеспокоены тем, что им приходится тратить немалые суммы на услуги ЖКХ. Плюс к этому многих возмущает непрозрачность расходования средств.
  2. Отсутствие нормального качества предоставляемых услуг. Почему сотрудники ЖКХ не справляются со своими обязанностями? Этому есть два объяснения. Первое: старые коммуникации работают неэффективно, много энергии тратится в никуда и эти потери должны оплачивать жильцы дома. Второе: в ЖКХ нередко работают сотрудники, которые не соответствуют занимаемой должности, поэтому выполняют работы неправильно, непрофессионально, из-за чего страдает качество работ.
  3. Отсутствие контроля за предприятиями жилищно-коммунальной отрасли. Государство недостаточно контролирует эту сферу, а ЖКХ чувствуют свою безнаказанность, поэтому нередко люди сталкиваются с мошенническими схемами и аферистами, берущими за свои услуги втридорога, а по факту не предоставляющие эти услуги.

Решить главные проблемы управляющих компаний ЖКХ в 2020 году можно такими путями:

  1. Государство должно взять на контроль деятельность ТСЖ, управляющих компаний и разработать правовую ответственность за недобросовестную работу этих организаций. Также важно, чтобы правительство ликвидировало монополистов, которые устанавливают заоблачные цены на коммунальные услуги. Необходимо создать здоровую конкурентную среду для управляющих компаний.
  2. Найти дополнительные источники финансирования, чтобы можно было произвести полную модернизацию коммунальной инфраструктуры. Износившиеся, прогнившие трубы, газопровод, канализацию, старые электрические сети – все это нужно поменять, чтобы люди не переплачивали за потерю энергии. Дополнительно для снижения энергетических потерь следует установить систему энергосбережения в каждом доме, а также поставить новые приборы учета, чтобы жильцы не прибегали к мошенническим схемам.
  3. Создание общественных организаций для осуществления контроля за работой ЖКХ. Члены таких организаций должны контролировать ход проведения капитального ремонта, замену окон, работы по благоустройству прилегающей к дому территории и т. д.

Проблемы ЖКХ с точки зрения населения

Жильцы многоквартирных домов особое внимание уделяют таким проблемам в жилищно-коммунальном хозяйстве, как:

    Проблемы ЖКХ: пути решения беспредела в сфере жилищно-коммунального хозяйства, а, также, какой составили рейтинг основных вопросов в России и как их решить?

  • высокие тарифы на услуги;
  • плохое качество предоставляемых услуг;
  • отсутствие капитального или косметического ремонта (не окрашиваются подъезды, не ремонтируются окна/двери/лавки и т. д.);
  • коррупция в сфере ЖКХ, воровство;
  • отсутствие государственного контроля за деятельностью управляющих компаний;
  • отсутствие нормального благоустройства территории;
  • отсутствие нормального напора воды, отопления, проблемы с поставкой газа;
  • аварийное состояние домов;
  • плохие дороги на придомовой территории;
  • некомпетентность работников ЖКХ;
  • отсутствие финансовой отчетности перед населением;
  • плохой вывоз мусора (несвоевременный, грязная уборка);
  • отсутствие детских площадок возле дома, лавочек, урн и др.

Для успешного реформирования системы ЖКХ в России необходимо сделать следующие шаги:

  1. Изменить законодательную базу, внедрить лицензирование управляющих компаний.
  2. Создать базу злостных неплательщиков коммунальных услуг, чтобы как-то влиять на них (например, пока не оплатил долги по ЖКХ, то ни один банк не выдаст потребительский кредит).
  3. Предоставить населению возможность получения бесплатной консультации от юристов по части ЖКХ. Это нужно для того, чтобы население было осведомлено о проблемах ЖКХ, о путях их устранения. Важно работать с людьми, чтобы они понимали, почему эта сфера имеет те или иные проблемы, и как каждый житель может повлиять на деятельность управляющих компаний.
  4. Повысить эффективности использования основных средств ЖКХ путем применения современных технологий и материалов при проведении ремонтных работ.

Создание фонда содействия реформированию системы ЖКХ

Проблемы ЖКХ: пути решения беспредела в сфере жилищно-коммунального хозяйства, а, также, какой составили рейтинг основных вопросов в России и как их решить?В 2007 году был подписан Федеральный закон № 185–ФЗ «О фонде содействия реформированию ЖКХ». Цель этого фонда в том, чтобы направить все силы на создание благоприятных и безопасных условий проживания людей, повысить качество услуг и избавиться от проблем реформирования, внедрить ресурсосберегающие технологии, обеспечить финансовую поддержку субъектам РФ для проведения ремонтов и др.

Основная идея реформы в том, что жильцы должны перейти к самоуправлению. Это значит, что сами владельцы квартир должны следить за состоянием общедомового имущества, заниматься благоустройством прилегающих территорий и нести за это ответственность.

Поэтому в последнее время все чаще стали появляться товарищества собственников жилья, которые лично управляют домом.

Перспективы развития отрасли ЖКХ

Проблемы и перспективы развития отрасли ЖКХ – неоднократная и очень многогранная тема для дискуссий. В 2011 году ЖКХ вступило в полосу инновационных преобразований.

Если ранее правительство ставило перед собой задачу – сформировать прозрачную цепочку «потребитель – управляющая компания – ресурсоснабжающая организация» с целью устранения конфликтов между жильцами дома и поставщиками услуг, то по состоянию на 2020 год основные проблемы в жилищном законодательстве были устранены.

Так, сегодня можно упростить создание ТСЖ, была создана здоровая конкуренция, были четко установлены нормативы потребления коммунальных услуг (разграничение на индивидуальное и общедомовое потребление).

Теперь платежи по коммунальным услугам рассчитываются справедливо и обоснованно. Граждане теперь понимают, что указано в их счетах и за что они должны платить.

Проблемы функционирования ЖКХ в современной России и перспективы развития этой отрасли сводятся к следующим положениям:

    Проблемы ЖКХ: пути решения беспредела в сфере жилищно-коммунального хозяйства, а, также, какой составили рейтинг основных вопросов в России и как их решить?

  1. В сфере управления многоквартирными домами – важно создать такие условия, при которых количество удовлетворенных жильцов дома будет возрастать. Для этого нужно повышать ответственность собственников квартир, своевременно делать ремонт и др.
  2. В сфере проведения ремонта – своевременно проводить ремонт надлежащего качество и по оправданной цене. Для повышения эффективности системы капитального ремонта нужно привлекать дополнительные источники финансовых ресурсов, например, это может быть кредитование.
  3. В сфере устранения аварийного жилого фонда – государство взялось защищать социально незащищенные слои населения путем их переселения из аварийных квартир в нормальные условия проживания. Для этого оно планирует создать некоммерческий фонд аренды, выделяемый муниципалитету для возведения домов в целях переселения людей при условии возврата средств сроком до 30 лет.
  4. В сфере теплоснабжения – правительство обяжет теплоснабжающие предприятия нести ответственность за качественную и надежную подачу тепла.
  5. В сфере подачи горячей воды – правительство запланировало провести многоступенчатый переход от использования открытых систем горячего водоснабжения до закрытых систем. Это поможет уменьшить потерю тепловой энергии.
  6. В сфере подачи холодной воды задача правительства – обеспечить все население России качественной питьевой водой. При этом неважно, какой у человека достаток или какое у него социальное положение. Вода должна быть качественной в любом случае. Для реализации этого положения необходимо будет проводить очистку сточных вод, устранять осадки, уменьшать воздействие антропогенных факторов на окружающую среду.
  7. В сфере усовершенствования и повышения энергоэффективности объектов жилищно-коммунального хозяйства – планируется привлекать частных инвесторов, чтобы те вкладывали деньги в ЖКХ.

В сфере ЖКХ существует множество проблем: неоправданные платежи, некачественное предоставление услуг, отсутствие контроля и, как следствие, безнаказанность работников ЖКХ.

Сегодня для развития сферы ЖКХ необходимо разрабатывать и успешно внедрять комплекс мероприятий, направленных на развитие инновационных технологий, на поиск инвесторов, создание заинтересованности каждого владельца квартиры в многоквартирном доме осуществлять контроль за управляющей компанией и повышать эффективности ее работы.

Документы и материалы

Подробности Категория: Основные проблемы в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в том числе в сфере развития государственно-муниципального частного партнерства и пути их решения

Решение задачи создания эффективной системы  финансирования сферы жилищно-коммунальных отношений требует особого внимания.

В значительной мере организация функционирования жилищно-коммунального хозяйства входит в сферу ведения местного самоуправления и напрямую влияет на уровень и качество жизни большинства жителей муниципальных образований.

В настоящее время эта сфера отношений является источником постоянного социального напряжения и социальных конфликтов, связанных с:

  • высокой изношенностью и низкой энергоэффективностью жилищного фонда и коммунальных сетей;
  • непрозрачностью процедур установления тарифов на услуги ресурсоснабжающих организаций, слабым распространением практики установления индивидуальных для каждого дома размера платы за жилое помещение;
  • слабым развитием конкуренции на рынке управляющих организаций, низким качеством услуг, предоставляемых ими населению, наряду с высокой стоимостью этих услуг;
  • насаждением одной организационно-правовой формы объединения собственников – товариществ собственников жилья, наряду с неэффективным функционированием ТСЖ, обусловленным, в том числе, повсеместной пассивностью и низкой правовой грамотностью собственников, а также распространенными злоупотреблениями недобросовестных должностных лиц, стремящихся к подмене реальных ТСЖ их фиктивными аналогами.

При этом муниципальные образования не только не имеют реальных финансовых возможностей для решения этих проблем, но и достаточных возможностей по организации надлежащего контроля и регулирования в данной сфере.

Принципиального решения требуют вопросы высокого износа основных фондов коммунальной инфраструктуры и низкого качества обслуживания многоквартирных домов, что соответственно влечет падение качества и комфорта проживания в них граждан.

Безусловно имеется положительный эффект от деятельности Фонда содействия реформированию ЖКХ, за счет средств которого и средств консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в основном и осуществляется капитальный ремонт многоквартирных домов. Вместе с тем такой капитальный ремонт осуществляется в минимально-необходимых объемах.

При этом зачастую не ставится задача повышения уровня эффективности использования ресурсов, снижения потерь и повышения уровня благоустройства дома при проведении его ремонта. В результате отремонтированные многоквартирные дома не соответствуют современным требованиям.

В целях выхода из сложившейся ситуацииРаспоряжением Правительства Российской Федерации от 02.02.2010 № 102-р утверждена концепция федеральной целевой программы «Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства на 2010-2020 годы». В данной Концепции определены основные цели и приоритетные направления реформирования ЖКХ:

  • обеспечение к 2020 году собственников многоквартирных домов коммунальными услугами нормативного качества и по доступной цене;
  • совершенствование конкурентных отношений в сфере управления и обслуживания жилищного фонда (создание ТСЖ и управляющих организаций);
  • развитие управления имущественным комплексом коммунальной сферы на основе частно-муниципально-государственного партнерства, концессионных соглашений (вовлечение бизнеса);
  • перевод льгот и субсидий по оплате жилья и коммунальных услуг в денежную форму (монетизация льгот);
  • развитие системы ресурсо- и энергосбережения (приборы учета).

Однако сама федеральная целевая программа до сих пор не принята. Вместе с тем требуются серьезные изменения характера общественных отношений в сфере коммунального хозяйства.

Видится целесообразным инициировать целевой государственный заказ на проекты модернизации инфраструктуры, в том числе распространение механизмов государственных гарантий инвестиций в инфраструктуру муниципальных образований и в межмуниципальные инфраструктурные проекты.

Необходимо также отметить, что в настоящее время не определены механизмы дальнейшей, после завершения сроков работы Фонда, государственной поддержки собственников помещений в проведении капитальных ремонтов многоквартирных домов и модернизации коммунальной инфраструктуры муниципальных образований.

В этой связи отдельного внимания требуют вопросы межбюджетных отношений. Например, при формировании бюджета субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год в расчетах потребности муниципального образования в финансовых средствах, расходы на капитальный ремонт муниципального имущества не принимаются во внимание.

Доходы от сдачи такого имущества в аренду учитываются в общей сумме доходов бюджета муниципального образования, которые направляются на финансирование расходов (на содержание учреждений, благоустройство и иные учтенные в расчете мероприятия), утвержденных в соответствии с нормативами минимальной бюджетной обеспеченности.

Читайте также:  Страхование квартиры - рейтинг страховых компаний, а также подробнее о программах в ингосстрах, альфа банк, альфастрахование, тинкофф банк и билайн - где лучше застраховать

Аналогичное внимание требуется уделить при решении вопроса о ремонте другого муниципального имущества в сфере ЖКХ: теплотрасс, котельных и водопроводов, так как в структуре действующих тарифов соответствующие средства в достаточном объеме не предусматриваются.

Другой проблемой, не способствующей полноценному финансовому обеспечению полномочий муниципалитетов в сфере ЖКХ, является действующая методика анализа финансовых потребностей муниципальных образований в целях выравнивания бюджетной уровня их расчетной обеспеченности.

Указанная методика не учитывает фактический рост цен и тарифов на коммунальные услуги, которые занимают в расходах муниципальных учреждений второе место после заработной платы.

Рост тарифов на коммунальные услуги по теплу и электрической энергии значительно превышает прогнозируемый рост тарифов, рассчитанных по этой методике. Данная методика содержит понижающие коэффициенты к утвержденным нормативам по ряду расходных полномочий.

Например, при применении понижающих коэффициентов по капитальному ремонту муниципального жилищного фонда нормативные расходы уменьшаются на 55 процентов, а по капитальному текущему ремонту дорог и их содержанию на 95 процентов.

Таким образом, муниципальное имущество невозможно отремонтировать за счет средств местного бюджета, что входит в противоречие с обязанностью собственника проводить капитальный ремонт муниципального имущества.

Следующей концептуальной проблемой, препятствующей эффективному развитию сферы ЖКХ, является непрозрачность процедур установления тарифов на услуги ресурсоснабжающих организаций, что вызывает необоснованный рост стоимости коммунальных услуг в целом и существенно превышающий темпы роста доходов граждан.

В совокупности со слабым развитием конкуренции на рынке управляющих организаций данной обстоятельство порождает низкое качество жилищно-коммунальных услуг, предоставляемых населению, и сопровождается высокой стоимостью этих услуг.

Еще одной важной проблемой при реализации полномочий муниципалитетов является отсутствие действенного контроля со стороны муниципальных образований за деятельностью организаций, осуществляющих эксплуатацию и обслуживание общего имущества в многоквартирном доме, что является следствием отсутствия у муниципалитетов реальных рычагов влияния на эти организации.

В то же время, проблемы ЖКХ сегодня невозможно решить только за счет финансовых ресурсов бюджетов всех уровней. Государственно-муниципально-частное партнерство является важным  инструментом развития муниципальной, прежде всего, жилищно-коммунальной инфраструктуры.

Важнейшим условием для развития жилищно-коммунальной инфраструктуры муниципальных образований является привлечение в неё частных инвестиций.

Развитие государственно-муниципально-частного партнерства на территории муниципальных образований требует объединение усилий органов власти всех уровней.

На федеральном и региональном уровне должны быть приняты соответствующие законы и подзаконные акты, разработаны и внедрены программы, стимулирующие сотрудничество между муниципальными образованиями и бизнесом.

Существенной составляющей данных программ должно стать обучение выборных должностных лиц местного самоуправления и муниципальных служащих, информирование органов местного самоуправления о круге потенциальных инвесторов, о технологиях работы с ними, опыте других муниципалитетов по реализации инвестиционных проектов, создание общедоступных баз инвестиционных предложений и проектов, методическая поддержка органов местного самоуправления в данной сфере, как на этапе подготовки инвестиционных предложений, так и на этапе их реализации. Общественные организации и объединения муниципальных образований также могут внести значительный вклад в процесс развития публично-частного партнерства на местном уровне.

Необходимо также внести в жилищное законодательство соответствующие положения, предусматривающие расширение рынка арендного жилья, субсидирование государством ставки ипотечного кредита, расширение возможностей муниципальных образований по строительству муниципального жилья, а также внедрение форм жилищной кооперации как организационно-правовой формы приобретения, владения и распоряжения жилыми помещениями.

В целях недопущения выселения детей из жилых помещений «в никуда», необходимо внести соответствующие поправки в нормы проекта федерального закона № 47538-6 «О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации», исключающие возможность выселения ребенка при совершении сделок с жильем, в порядке реализации залога и т.п.

Мониторинг ситуации и формулирование предложений в данной сфере, а также проведение мероприятий по обучению и обмену опытом для руководителей муниципальных образований и граждан является одним из важных направлений деятельности ВСМС.

Презентация по законопроектам №59728-6 и №37117-6

Современные проблемы ЖКХ в России

Реформирование сферы жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации породило много проблем, которые в силу своей специфики и тотальности носят экономический и правовой характер.

В первую очередь это связано с тем, что число граждан, вовлеченных в сферу ЖКХ, с каждым годом увеличивается, соответственно, проявляется масса проблем в данной сфере.

Изменение тарифов на коммунальные услуги, введение социальных норм потребления электроэнергии и другие  проблемы существенно отражается на уровне жизни населения.

В настоящее время основным направлениями реформирования в комплексе жилищно-коммунального хозяйства выступает жилищное строительство, а так же жилищное хозяйство и коммунальное обслуживание. 26 января 2016 года Распоряжением Правительства РФ № 80-р утверждена Стратегия развития жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации на период до 2020 года (далее — Стратегия).

  • Изучение Стратегии приводит к следующим выводам:
  • — в России отсутствует
    надлежащим образом сформированный институт активных и ответственных
    собственников помещений в многоквартирных домах, обладающих определенными
    правами, эффективными механизмами реализации этих прав, а также необходимым
    уровнем ответственности;
  • — приоритеты Стратегии
    — декларативные, неконкретные, не определенные надлежащим образом, не имеющие
    количественных и качественных критериев (например, «повышение комфортности
    условий проживания», «переход на принцип использования наиболее эффективных технологий»);
  • — некоторые цели
    Стратегии говорят не о развитии, а фактически о ликвидации нарушений действующего
    законодательства РФ (например, одна из основных целей — «повышение качества и
    надежности жилищно-коммунальных услуг», этот термин определяется Стратегией как
    бесперебойное предоставление коммунальных услуг в соответствии с СанПиН);
  • — одни цели Стратегии
    противоречат другим (например, заявляется об обеспечении профессионального
    управления многоквартирными домами путем лицензирования управляющих организаций
    и тут же предлагается создавать условия для развития самоуправления, в том
    числе путем создания ТСЖ);
  • — стратегия
    предполагает привлечение в ЖКХ частных инвестиций (в том числе – путем концессионных
    соглашений);
  • — целевые показатели развития, являющиеся Приложением к Стратегии, ничем не обоснованы, «высосаны из пальца», а некоторые — откровенно глупы (например, установлено, что к 2019 году уровень собираемости платы за коммунальные услуги должен составить 98%, а доля расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг в доходе семьи будет меньше 11%, к 2020 году предлагается 79,3% потребителей, получающих питьевую воду путем централизованного водоснабжения, обеспечить именно качественной питьевой водой, а 57,4% сточных вод, направляемых на очистные сооружения, к тому же 2020 году предлагается надлежащим образом очищать).
  • Бухгалтерский учет на предприятиях ЖКХ
  • Внутренний контроль на предприятиях ЖКХ
  1. Рентабельное
    поддержание работоспособного состояния многофункциональной жилищно-коммунальной
    системы является одной из актуальных задач Российской Федерации.
  2. Решение данной задачи осложняется следующими причинами:
  3. — высокий износ
    основных фондов в отрасли;
  4. — неэффективные
    технологические решения и схемы предоставления жилищно-коммунальных услуг;
  5. — высокая бюджетная
    зависимость, недофинансирование;
  6. — низкая инвестиционная
    привлекательности отрасли ЖКХ;
  7. — отсутствие оборотных
    средств и средств на модернизацию фондов;
  8. — недобросовестное
    исполнение своих обязанностей управляющими компаниями;
  9. — несвоевременное
    проведение текущего и капитального ремонтов;
  10. — длительная процедура
    переселения граждан из аварийного жилья;
  11. — непрозрачность
    начисления платы за ЖКУ;
  12. — социальная напряженность, связанная с недовольством населения качеством работы ЖКХ.
  13. В настоящее время
    жилищно-коммунальная сфера городов функционирует в условиях: диспропорций в
    бюджетной обеспеченности регионов и больших разрывов в бюджетных доходах
    отдельных субъектов федерации, а значит, и в объемах финансирования
    инфраструктурных проектов и доходов домохозяйств; отсутствия сформированной
    финансовой системы длинных денег; дефицита квалифицированных кадров; высокого
    уровня криминальных проявлений, связанного экономически неустойчивой моделью
    функционирования отрасли.

Преступления в ЖКХ – это не какая-то абстракция, касающаяся качества предоставляемых услуг, а вполне конкретные действия.

Среди типичных криминальных проявлений в сфере ЖКХ выделяют хищения бюджетных средств, выделяемых на нужды ЖКХ, присвоение средств, которые граждане платят за жилищно-коммунальные услуги, экономические преступления самого широкого спектра – от фиктивных банкротств до незаконного манипулирования их активами и фондами.

В результате коррупционных схем и преступного сговора участников системы, деньги выводятся сначала из отрасли, а потом, зачастую, и из страны. В реконструкцию и техническое содержание коммунального хозяйства вкладывается значительно меньше, чем нужно, инфраструктура не модернизируется, ветшает и создает реальные угрозы для людей.

То есть, те объемы средств, которые могли бы работать на благо граждан, разворовываются, и это приобретает масштаб стратегической проблемы – ставит под угрозу безопасное функционирование коммунальной инфраструктуры.

Ряд вопросов в ЖКХ в настоящее время попросту не урегулированы, а регулирование части нюансов жилищной сферы начато, но так и брошено «на полпути». Приведем несколько примеров:

Проблема качества коммунальных ресурсов

Качество коммунальных ресурсов. В настоящее время нет утвержденных требований к качеству коммунальных ресурсов. Это серьезный пробел в законодательстве, последствиями которого являются:

— затруднения при
попытках обязать РСО производить перерасчет стоимости коммунального ресурса,
приобретенного УО/ТСЖ с целью предоставления коммунальной услуги, в случае несоответствия
качества коммунальной услуги установленным требованиям, поскольку РСО не предоставляет
коммунальную услугу, а поставляет коммунальный ресурс, требования к качеству которого
не установлены;

— невозможность предъявления претензий к качеству коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества МКД.

Проблема высоких расходов на администрирование в ЖКХ

Расходы на администрирование платежей потребителей в РСО по «прямым договорам».

Очевидно, что переход на «прямые договоры» влечет за собой дополнительные расходы РСО на расчеты стоимости коммунальных услуг, перерасчеты, ведение лицевых счетов, изготовление и доставку квитанций потребителям, ведение претензионной работы, предъявление исков, участие в судебных заседаниях, взаимодействие с ФССП и т.д. и т.п.

Немаловажно отметить,
что тарифы на коммунальные ресурсы утверждаются для РСО, то есть устанавливается
единый тариф на территории деятельности соответствующей РСО.

При этом в отношении
каждого МКД принимаются индивидуальные решения по переходу на «прямые договоры»,
что затрудняет учет дополнительных расходов в тарифах: собственники помещений
части домов могут получать коммунальные услуги от РСО по «прямым договорам», а
часть — по договорам с УО/ТСЖ.

Однако, тариф для
потребителей на территории деятельности одной РСО должен быть одинаков и для потребителей,
получающих коммунальные услуги от РСО, и для потребителей, получающих коммунальные
услуги от УО/ТСЖ.

При этом важно отметить, что действующее законодательство РФ предусматривает возможность перехода на «прямой договор» вопреки воле РСО (по решению собственников).

Читайте также:  Пожаловаться на жкх через интернет: как написать и подать жалобу на работу жкх при помощи гос портала в режиме онлайн

И если при переходе на «прямой договор» по инициативе самой РСО орган тарифного регулирования мог отказать в учете расходов РСО на администрирование платежей в составе тарифа на соответствующий коммунальный ресурс, мотивируя свой отказ добровольным переходом РСО на «прямой договор», то в случае заключения «прямого договора» по инициативе собственников отказ от учета дополнительных расходов в составе тарифа представляется немотивированным.

Проблема расчетов потребления коммунальных ресурсов

Расчет объема фактически потребленных коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества. С 01.01.

2017 в состав платы за содержание жилья включена плата «за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме», с 10 августа 2017 года называемые также «коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме».

При этом до настоящего времени прямо не установлен порядок расчета объема этих коммунальных ресурсов, в том числе нет прямого указания, что, например, объем таких коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, рассчитывается в порядке, утвержденном для расчета объема коммунальных услуг на общедомовые нужды

В настоящее время есть необходимости системного научного осмысления и анализа накопленных практических результатов функционирования жилищно-коммунального комплекса в РФ в целом и в регионах в частности за прошедшие периоды преобразований ЖКХ, начиная от экономических реформ начала 90-х прошлого века, реформ ЖКХ и заданных условий существования отрасли в условиях кризиса конца 90-х, предложенной модели реформирования и модернизации ЖКХ  нулевых и принятия нового Жилищного Кодекса, функционирования отрасли в «тучные» годы, а так же острая потребность выявления ключевых рисков развития подотраслей ЖКХ в новых условиях российской экономики. Так же в полной мере, все вышесказанное подтверждает необходимость постановки вопроса о том, каковы должны быть государственные, региональные и муниципальные финансово-бюджетные и налоговые условия, а также правовое регулирование в рамках проводимой государством бюджетной, налоговой, денежнокредитной и тарифной политики, для устойчивого функционирования подотраслей ЖКХ и формирования инвестиционно-кредитных механизмов и систем для отрасли.

Основные проблемы ЖКХ

Основными проблемами жилищно-коммунального хозяйства на сегодняшний день являются: разрывы финансовых потоков в жилищно-коммунальном хозяйстве, отражающиеся в неплатежах между различными экономическими агентами, участвующими в ресурсо- и энергоснабжении жилищно-коммунальной сферы и оказании коммунальных услуг; наличие сформированной экономико-правовой модели жилищно-коммунального хозяйства, по сути являющейся отраслевой экономикой со снижающейся деловой активностью, что подтверждается тем, что объем чистых внутренних инвестиций меньше нуля, то есть валовой объем чистых внутренних инвестиций в отрасли меньше общей суммы амортизационных отчислений, при этом сама модель с экономической точки зрения является неустойчивой; попытки генерации и законодательного закрепления дискриминационных, нелинейных систем ценообразования, с системами штрафов и пеней, нормативами потребления, связанных с монопольным и локально монопольным положением тех или иных экономических агентов, осуществляющих ресурсоснабжение, приводящие к ухудшению общих финансово-экономических показателей для национальной экономики в целом; дилемма перевода простого воспроизводства в отрасли в расширенное; а так же воспроизводство отраслью старых советских, вернее, позднесоветских экономических моделей жилищно-коммунального хозяйства, так как определенный тип институтов создает зависимость от предшествующего развития.

Современные
методологические подходы к управлению проектами в сфере жилищно-коммунального
хозяйства (ЖКХ) развивают лишь отдельные направления отрасли, уделяя
недостаточное внимание разработке и реализации концепции перехода ЖКХ на
инновационную модель развития и использования системы управления проектами для
повышения качества коммунального обслуживания населения в исследуемой сфере.

Энергоэффективность – это вектор, который должен объединить всех участников рынка энергетики и жилищно-коммунального хозяйства. Нормативная база энергоэффективности, по мнению экспертов, уже вполне действующая, хотя и требует доработки. При этом не меньше, чем законодательные и финансовые рычаги этой сфере нужен общественный заказ, иными словами, поддержка общества.

Задача повышения энергоэффективности была и остается в числе наиболее актуальных задач российской экономики и одним из приоритетов государственной политики. Более того, сегодня энергосбережение выступает в качестве одного из основных антикризисных инструментов (мер), а энергоэффективность прописана в качестве обязательной характеристики большинства инновационных технологий и материалов.

С 2013 года в законодательстве РФ предусмотрен механизм по привлечению в жилищно-коммунальное хозяйство частных инвестиций и обновлению коммунального имущества, замысел которого состоял в развитии конкуренции в отрасли и исхода из нее государства (муниципалитетов).

Он заключается в том, что если передаваемые хозяйствующему субъекту по торгам государственные или муниципальные объекты тепло-, водоснабжения и водоотведения были введены в эксплуатацию менее чем за пять лет до момента опубликования извещения о проведении соответствующих торгов, то в отношении таких объектов может быть заключен договор аренды, в ином случае – только концессионное соглашение. Однако на сегодняшний день во многих регионах РФ ситуация выглядит таким образом, что в отношении муниципальных объектов теплоснабжения (котельных, тепловых сетей и т.д.), водоснабжения и водоотведения (скважины, водопроводы, канализация и т.д.), введенных в эксплуатацию более 20-30 лет назад и находящихся зачастую в неудовлетворительном техническом состоянии, органы местного самоуправления институт концессии почти не применяют. Причины вышеуказанных проблем кроются в том, что частные инвесторы не приходят на рынок услуг жилищно-коммунального хозяйства в территории, коими являются многие отдаленные районы и поселения, поскольку условия для привлечения инвестиций отсутствуют. Вместе с тем, у местных администраций, зачастую, просто отсутствуют ресурсы на проведение оценки имущества и постановку его на учет для последующего выставления на «концессионные торги». Потому продолжает оставаться распространенной практика, когда в отношении находящихся в муниципальной собственности объектов ЖКХ между органами местного самоуправления и учрежденными ими муниципальными унитарными предприятиями (либо муниципальными казенными учреждениями) подписываются акты о передаче имущества на праве оперативного управления или хозяйственного ведения, с которыми последние впоследствии обращаются в органы тарифного регулирования за установлением тарифа.

Таким образом, на основании выше представленного материала, можно сделать следующие, основные выводы:

— в российской
экономике сфера ЖКХ всегда была одной из наиболее значимых отраслей.

Однако, ее
современное состояние требует безотлагательного проведения рыночных реформ,
проведения комплексной модернизации сетевой и институциональной инфраструктуры
и повышения качества ЖКУ.

Приоритетные направления, пути и методические подходы
реализации этого процесса определены в Концепции федеральной целевой программы «Комплексная
программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства на
2010-2020 годы»;

— сфера ЖКУ
функционирует в условиях системного кризиса, причиной которого является низкая
управляемость происходящими в нем процессами, не реализуемостью направлений по
реформированию, низким уровнем конкуренции на рынке ЖКУ, концентрацией крупных
УК на локальных муниципальных рынках.

Одним из путей решения проблемы служит
развитие сотрудничества органов государственной и муниципальной власти и
бизнеса в рамках различных форм частногосударственного партнерства.

Для
эффективной реализации данного направления реформ следует преодолеть барьеры,
связанные с формированием экономических принципов разделения полномочий
партнеров; разработкой реальных форм государственной поддержки частных
коммунальных предприятий; развитием бизнес-структур в сфере ЖКУ, создаваемых на
условиях ЧГП.

Проблемы в сфере жилищно-коммунального хозяйства и пути их решения

Механизм работы жилищно-коммунального хозяйства в нашей стране все чаще и чаще дает сбои.

С увеличением роста недвижимости в данной сфере появляются проблемы, которые затрагивают каждого домовладельца, недовольство которых понимают и в высших округах нашего государства.

В данной статье предметом внимания являются основные пробелы в ЖКХ и их устранение, путем образования реформ и создания законопроектов.

Ключевые слова:жилищно-коммунальное хозяйство, недвижимость, аварийное жилье, управляющая компания, тарифы, реформирование.

С появлением городов стало наблюдаться увеличение строительства нового жилья, в частности многоэтажного, вследствие этого возникла потребность в его обслуживании.

Так зародились первые предпосылки для формирования жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ).

С течением времени количество и виды потребляемых услуг гражданами только увеличивались и на сегодняшний день жители многоквартирных домов уже не могут обойтись без отопления, подачи горячей и холодной воды, канализации и т. д.

Выражаясь научным языком, жилищно-коммунальное хозяйство — это комплекс подотраслей, обеспечивающий функционирование инженерной инфраструктуры различных зданий населенных пунктов, создающий удобства и комфортность проживания и нахождения в них граждан путем предоставления им широкого спектра жилищно-коммунальных услуг, например, таких как: водоснабжение, водоотведение, капитальный ремонт дома и т. д. [1]. Кризисное состояние жилищно-коммунального хозяйства сегодня стало одной из актуальных проблем у государства. Оно связанно с изношенностью фондов отрасли, формированием тарифов за потребляемые услуги, нарушением своих обязанностей управляющих компаний перед гражданами, проведением своевременного текущего и капитального ремонтов, переселением граждан из аварийного жилья.

В соответствии со ст. 161 п. 2 Жилищного кодекса РФ собственники помещений обязаны выбрать определенную форму управления многоквартирным домом [2]. Зачастую жильцы выбирают управляющую компанию или товарищество собственников жилья. В итоге эти организации берут на себя ответственность за содержание общего имущества в доме, а также качества выполнения предоставляемых услуг.

Разбирая проблему, связанную с управляющими компаниями, следует отметить, что жильцы дома имеют право выбрать любую понравившуюся организацию и при ее выборе им следовало бы уделить внимание на опыт работы в сфере ЖКХ, количество обслуживаемых домов, количество и квалификацию персонала.

На данный момент многие управляющие компании, в основном частные, необоснованно завышают плату за потребление жильцами коммунальных услуг.

Алексей Рябцев, начальник управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД РФ, объясняет эти действия следующим образом: «Только за последние четыре месяца 2013 года ущерб от коррупции в сфере ЖКХ превысил 1,2 миллиарда рублей.

Так, управляющие компании расходуют полученные из бюджета средства не на нужды ЖКХ, а совсем на другие цели. Какие именно, я думаю, догадывается каждый. В итоге свои «убытки» УК пытаются покрыть за счет повышения стоимости коммунальных услуг» [3].

Это не единственный минус управляющих компаний. Зачастую они некачественно выполняют свои обязанности. К примеру, нанимают подрядную организацию на выполнение определенных услуг за минимальную плату, не согласовывая этот момент с жильцами. В итоге о качестве проделанной работы не может идти и речи.

Пути решения этих проблем напрашиваются сами собой. Заместитель председателя Правительства РФ Дмитрий Козак ответил: «Подготовлен законопроект, согласно которому вопрос заключения прямых договоров с ресурсоснабжающими организациями будут решаться через собрание жителей дома» [4]. До этого управляющие компании сами выбирали поставщиков, а собственники не имели права выбора.

Также, Министерством строительства и ЖКХ РФ был внесен законопроект в Государственную Думу о лицензировании управляющих компаний, согласно которому организации, управляющие жилыми домами, должны будут получить лицензию до 1 мая 2015 года, иначе их деятельность будет остановлена.

При помощи этого законопроекта будет наведен порядок в сфере управления жилищным фондом и коммунальным хозяйством. По словам главы Минстроя Михаил Мень: «Лицензирование УК приведет к тому, что недобросовестные игроки уйдут с этого социально значимого рынка, а для добросовестных УК при этом будут созданы прозрачные правила игры» [4].

Согласно законопроекту управлять домами будут те управляющие компании, у которых имеется материально-техническая база. Также, за оказание некачественных услуг организация должна будет вернуть потребителям до 30 % их стоимости. Если же компания повысила стоимость услуг, то штраф в пользу потребителя составит 15 %.

«О добросовестности конкретных управляющий организаций можно будет узнать из «черных» и «белых» списков на сайте министерства», — пояснил Михаил Мень [4].

Читайте также:  Как вступить в наследство, если нет документов на квартиру: порядок наследования недвижимости, а так же как правильно оформить, вступить в право собственности на апартаменты без завещания и при потере бумаг

Почти половина жилого фонда в нашей стране — это наследие еще «хрущевской» эпохи. 50 миллионов россиян живут в аварийных и ветхих домах. Износ основных фондов жилищно-коммунального хозяйства достиг 80 %.

Заменить нужно почти половину водопроводных, теплопроводных и канализационных сетей, а расселить 720 тысяч человек. На все это потребуется как минимум 9 триллионов рублей.

Однако кабинет Министров РФ до сих пор не смог разработать внятной программы софинансирования ремонта или переселения граждан из опасных для жизни построек.

На заседании Госсовета РФ 31 мая 2013 года Игорь Шувалов, первый заместитель председательства Правительства РФ, отметил, что к 15 июлю 2014 года будет принят законопроект о продолжении финансирования Фонда содействия развитию ЖКХ, благодаря которому большинство россиян будут расселены из аварийного жилья в дома эконом класса.

Как выразился на заседании В. В. Путин: «Не надо вешать проблемы, которые сейчас решить трудно, не надо путать аварийное жильё с ветхим.

Нам нужно решать первоочередные задачи, самые острые, нужно закрыть проблему с аварийным жильём, из трущоб людей вытащить — вот что нужно сделать, хотя аварийное подчас мало чем отличается от ветхого, тем не менее нужно действовать поэтапно» [5].

С проблемой увеличения тарифов на энергоносители дела обстоят намного сложнее. С каждым годом они только повышаются.

В феврале 2013 года президент Владимир Путин поручил Правительству сделать так, чтобы рост платежей за коммунальные услуги в среднем по году не превышал 6 % [6].

Он предложил вернуться к строгому государственному регулированию тарифов на энергоносители, причем контролировать не только поставщиков, но и посредников, тогда и частный бизнес будет активнее работать и граждане начнут понимать, за что платят.

Однако чиновники при выполнении этого задания использовали некоторые хитрости. Например, за первые полгода тарифы официально не повышались, следовательно, во втором полугодии предельное повышение тарифов должно быть в пределах 12 % — тогда в среднем за год и выходят назначенные 6 %.

Второй хитростью стало то, что государство регулирует предельный рост тарифов на коммунальные услуги, в частности отопление, вода, тепло, газ. Но с жителей также взимается плата за текущий и капитальный ремонт дома, вывоз мусора и т. д. Эти услуги являются не коммунальными, а жилищными, а, следовательно, плата за них не укладывается в 6 %. 

На экономическом форуме в Петербурге президент В. В. Путин внес предложение об ограничении роста тарифов инфраструктурных монополий пределами инфляции за предыдущий год. Данная модель должна заработать в 2014 году и сохраниться в течение 5 лет.

Также Дмитрий Медведев, председатель Правительства РФ, на заседании президиума Совета по модернизации экономики и инновационному развитию России заявил, что с 2014 года планируется перевести регионы страны на трехлетний фиксированный тариф.

Для населения тарифы будут проиндексированы по формуле «инфляция минус 30 %» [7]. Таким образом, должно произойти смягчение тарифной составляющей, тем самым россияне почувствуют существенные изменения в своих «платежках» в течение двух лет.

Безусловно, на сегодняшний день существует много проблем в такой социально значимой сфере как жилищно-коммунальное хозяйство. Все чаще в средствах массовой информации слышны негодующие возгласы граждан страны, и они вполне обоснованы.

Люди недовольны качеством предоставляемых жилищно-коммунальных услуг, постоянно растущими тарифами на энергоснабжение и т. д. Но все эти проблемы государство стремится решить как можно быстрее. Уже принят ряд мер в устранении этих вопросов.

Правительство на данный момент считает приоритетной задачей модернизировать структуру ЖКХ, на это выделяются большие денежные средства.

Внедрение новых материалов и технологий в будущем даст существенный экономический эффект, а рядовые потребители услуг почувствуют его результаты за счет снижения тарифов, в которые сейчас закладываются все расходы.

Литература:

1.   Абдуллина, А. Р. Жилищно-коммунальное хозяйство в России // Молодой ученый [сайт] URL: http://www.moluch.ru/conf/econ/archive/12/1433/

Проблемы ЖКХ и пути их решения

В статье дается представление о современном состоянии жилищно-коммунального хозяйства России; обозначаются основные проблемы, которые возникают в данной сфере. Предлагается ряд перспективных направлений повышения эффективности развития сектора жилищно-коммунального хозяйства, которые позволят преодолеть названные в статье проблемы.

ЖКХ является одним из крупных секторов экономики каждой страны, в том числе и нашей страны. К основным составляющим российского ЖКХ можно отнести содержание и эксплуатацию жилищного фонда, водоснабжение и водоотведение, тепло- и электроснабжение, санитарная очистка городов, дорожно-мостовое хозяйство, содержание и благоустройство территорий и.т.д.

В ЖКХ РФ сосредоточено примерно 25 % основных фондов государства, лишь коммунальной энергетикой потребляется больше 20 % электроэнергии и 45% тепловой энергии. И поэтому реформирование ЖКХ представляется весьма трудным, социально важными болезненным процессом, так как затрагивает все слои людей в стране.

Наряду с этим , количество и масштаб существующих проблем в ЖКХ является значимым индикатором нынешнего состояния общества.

Целью исследования данной работы является изучение и выявление острых проблем в ЖКХ и предложить основные пути его реформирования. Реформу ЖКХ в городах и пригородных зонах можем с уверенностью отнести к сложным инновационным процессам со всеми обязательными, свойственными им этапами появления и развития.

Запуск процесса эффективного реформирования в большинстве случаев осложняется неготовностью и низкой адаптивностью к инновациям всех участников, затрагиваемых этим процессом, в том числе и самих жителей страны.

К сожалению, за многие годы формирование иждивенческого отношения к коммунальной сфере глубоко укоренилось в сознании людей, проявляясь в настоящее время в нежелании активно участвовать в реформе ЖКХ.

Главной ошибкой в процессе реформирования ЖКХ считается отсутствие полномасштабного эксперимента с доведением идеи реформирования до всех слоев населения, с демонстрацией показательных объектов, которые наглядно подтверждают целесообразность преобразований и надежность механизма их реализации.

Неслучайно законы формирования инновационных процессов не рекомендуют запускать в массовое производство новации, которые не прошли экспериментальные испытания. Мы предполагаем, что осуществление российской реформы ЖКХ возможно сравнить с запуском пассажирских лайнеров с пассажирами на борту без проведения экспериментальных полетов.

Как показывает практика, идея вовлечения в процесс реформирования ЖКХ цивилизованного частного бизнеса полностью провалилась по этой же причине.

На сегодняшний день сфера взаимоотношений в области ЖКХ между государством и большинством населения России является одним из главных источников социального напряжения, а часто даже воспринимается как определенное насилие со стороны структур, которые уполномочены распоряжаться данной сферой.

  • А также перевод на рыночную основу ЖКХ не мог иметь успеха по причине того, что кадры, которые привлечены к управлению процессом реформирования данной отрасли, не соответствовали нынешним квалификационным требованиям и не были заинтересованы в успехе реформ.
  • Последствия управленческих ошибок в ЖКХ, попустительского отношения или халатности неутешительны и даже могут быть опасны для жизни и здоровья населения.
  • В чем же заключаются основные проблемы в сфере ЖКХ?
  1. Тарифы. Наиболее важная тема для многих жителей страны. Плата за коммунальные и жилищное обслуживание слишком высока и всегда растёт, становясь значимой статьёй расходов для среднего класса и очень трудным бременем для малоимущих категорий людей. Кроме высокой стоимости, беспокойство и возмущение у жителей вызывает «непрозрачность» процесса формирования цен и тарифов за обслуживание ЖКХ. Даже юридически и экономически грамотные граждане редко могут ориентироваться в механизме начисления платы. Запутанность схемы создает благоприятные условия для процветания коррупции. Сумма платежей за использования жилья неоднократно превышает фактический расход на его содержание. Отсутствует практика установления персональных тарифов для каждого отдельного дома.
  2. Качество и объём услуг. Многие жители не довольны уровнем качества предоставляемых ЖКХ услуг и предполагают, что оно не соответствует стоимости. Главная причина — изношенность жилищных фондов и недостаток мощностей. Старые коммуникации (водопровод, канализация, газопровод, электросети) работают неэффективно, с большими энерго потерями, которые оплачивают жители. Растущие потребности жителей в энергоносителях превосходят заложенный потенциал мощности сетей. Большая нагрузка приводит к сбоям в процессе эксплуатации и отключениям. Ещё одна причина низкого качества услуг ЖКХ является откровенный непрофессионализм работников. В целях экономии для выполнения электромонтажных и сантехнических работ нанимаются работники у которых нет соответствующей квалификации.
  3. Неконтролируемость предприятий жилищно-коммунальной отрасли. Страна не контролирует деятельность организаций ЖКХ и качество услуг, которые предоставляются ими жителям страны. Отсутствуют рычаги, которые воздействуют на такие организации: не предусмотрена ответственность за невыполнение обязательств по договорам об оказании услуг ЖКХ. Повсеместно насаждается одна форма объединения собственников — товарищество собственников жилья (ТСЖ). ТСЖ не является универсальной формой объединения для России, так как большинство граждан пассивны в организационных вопросах и низкая правовая грамотность. Поэтому итогами работы ТСЖ стали захваченный монополистами рынок и практически полное отсутствие конкуренции. Недобросовестные лица, получили возможность для личного обогащения, путем формирование фиктивных ТСЖ, и кроме того реализации коррупционных схем. К примру, одна из самых распространенных: объединение заказчика и подрядчика. Реальный потребитель вынужден оплачивать искусственно завышенную стоимость услуг, которые по факту ему не нужны. Отсутствие государственного контроля привело к тотальному развращению данной сферы: чувствуя полную безнаказанность, в её рамках активно действуют мошенники и аферисты.

Ключевые пути решения проблем в сфере ЖКХ

  1. Государственный контроль.

    • Нужно пересмотреть систему тарифообразования. Она должна быть максимальна простая и ориентированная на жителей страны;
    • Правовая ответственность за недобросовестную деятельность организаций ЖКХ, участие в коррупционных схемах, формировать фиктивные ТСЖ и т.д.;
    • Нужен государственный контроль за качеством услуг, которые предоставляются жителям;
    • ликвидировать монополию на рынке организаций ЖКХ, формировать и поддержать конкурентную среды.
  2. Модернизация коммунальной инфраструктуры. Полное обновление систем коммуникаций повысит эффективность работы.

    Для снижения энерго потерь нужно установить систему энергосбережения в многоквартирных домах, и усовершенствовать приборы учёта. Обеспечить растущие потребности населения в энергоносителях смогут новые более мощные источники. Их создание экономически окупится менее чем за пять лет — привлекательный проект для инвестиций.

  3. Общественный контроль. Нужно создать общественные организация для осуществления контроля за проведением капитального ремонта, оценки качества и стоимости работ, запрашивания конкретных услуг (расширение парковки, детских площадок, озеленения и т.п.).

В таблице 1 мы привили рейтинг проблем жилищно-коммунального хозяйства в России (по данным опроса второй половины 2016 года).

Таблица 1. рейтинг проблем жилищно-коммунального хозяйства в России

Непрозрачность тарифов 23%
Качество работы управляющих организаций 19%
Капитальный ремонт 13%
Состояние многоквартирных домов 12%
Качество предоставляемых услуг 7%
Обустройство прилегающих территорий 4%
Проблемы с приборами учета 3%
Бездействие уполномоченных органов 1,5%
Аварийное жилье 1,5%
Иные 16%

В сфере жилищного обслуживания есть серьёзные проблемы в и пути решения мы всегда сможем найти. Проведение государством жёстких кардинальных реформ в этой области и последовательное претворение их в жизнь под непрерывным общественным контролем способно изменить динамику в положительную сторону

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *