Аренда муниципальных нежилых помещений или государственной собственности, а также, составление договора аренды имущества

Время чтения 9 минут Спросить юриста быстрее. Это бесплатно! Размер шрифта: A+ | A−

Аренда муниципальных нежилых помещений или государственной собственности, а также, составление договора аренды имущества

В целом же процесс признается довольно трудоемким, поэтому прежде чем подавать заявку, стоит тщательно подготовиться и изучить материалы, каким-либо образом касающихся процедуры.

Суть и выгода аренды муниципальной собственности

Процедура аренды муниципальной собственности заключается в подписании соглашения с муниципалитетом, предметом которого выступает нежилое или иное помещение, передаваемое во временное пользование заинтересованному лицу. Причем в последнее время отмечен активный рост уровня популярности такого способа получения площади для ведения какого-либо вида деятельности.

В большинстве случаев тенденция заключения договора именно с муниципальными властями связана с высокой стабильностью такого рода сделок, а также с особенностями арендной платы, а именно, с более низким ее значением. Отмечено, что аналогичная сделка с той или иной коммерческой организацией влечет за собой намного больше расходов по статье оплаты эксплуатируемой площади. А вот муниципалитет в этом плане более лоялен.

Подобная благожелательность со стороны органов власти связана с тем, что немалая часть местного бюджета формируется именно за счет обретения выручки за сдачу нежилых помещений. Соответственно правительство как на региональном, так и на местном уровне всеми силами старается продвинуть развитие малого бизнеса на более высокую ступень.

Что входит в муниципальное имущество

Аренда муниципальных нежилых помещений или государственной собственности, а также, составление договора аренды имущества

При этом муниципальное имущество может быть закреплено за отдельными предприятиями и организациями, которые получают право владеть и распоряжаться объектом. Если же подобного не происходит, недвижимость включается в муниципальную казну субъекта РФ.

Обычно сведения об объектах, предоставляемых в аренду, размещаются на специализированных интернет-площадках, в частности, на сайтах местных органов власти. Если подобная информация по каким-то причинам отсутствует, любой желающий может направить соответствующий запрос в местную администрацию. Данные должны быть представлены по первому требованию, причем на бесплатной основе.

Стоит уточнить, что помимо муниципального имущества допускается арендовать и объекты государственной собственности. Принципиальных различий здесь практически не имеется, потому как оба процесса регулируются одними и теми же законами.

Кто может стать арендатором

В качестве арендатора муниципальной собственности обычно выступают владельцы малого бизнеса. Под последним подразумевают ведение предпринимательской деятельности в рамках небольших предприятий и фирм, не являющихся при этом объединениями.

Субъектами среднего бизнеса признают:

  • индивидуальных предпринимателей (ИП);
  • различные виды кооперативов (потребительские, производственные, сельскохозяйственные);
  • крестьянские и фермерские хозяйства;
  • партнерства либо сообщества хозяйственного типа.

В большинстве случаев целью потенциальных арендаторов выступает использование муниципального помещения под магазин, офис, склад. Не возбраняется подать заявку на аренду и обычному гражданину.

Договорное сопровождение сделки

Предоставление площади в арендное пользование всегда сопровождается заключением соответствующего соглашения. Эксплуатация муниципальных помещений исключением не считается.

В юридическом смысле арендный договор закрепляет факт перехода собственности во временное распоряжение третьего лица (арендатора).

Содержание документа в обязательном порядке включает условия сделки, размер платы, сроки взносов и прочие моменты.

Причем реальную силу такое соглашение обретает только после подписания его обеими сторонами – собственником имущества и непосредственно арендатором.

И вот здесь стоит обозначить существующие виды договоров аренды муниципальной собственности. Выделяют:

  1. соглашение с возможностью последующего выкупа помещения;
  2. договор долгосрочной аренды, когда период действия документа составляет несколько лет;
  3. соглашение текущей аренды, предполагающее временное пользование помещением;
  4. договор безвозмездного пользования, когда плата за аренду не предусмотрена, но вторая сторона обязуется вернуть объект с учетом допустимого износа либо на условиях, прописанных в соглашении;
  5. контракт на доверительное управление имуществом, подразумевающий передачу предприятию какого-либо помещения на неопределенный период на условиях распоряжения собственностью с учетом интересов изначального владельца (муниципалитета);
  6. договор хранения и одновременной эксплуатации имущества.

Несмотря на то, что вариантов арендных соглашений существует немало, обычно используется стандартный контракт. Правда органы самоуправления конкретного субъекта РФ вправе корректировать и устанавливать собственный порядок проведения таких сделок. Главное, чтобы действия административных органов не противоречили законодательству.

Специфика аренды

Аренда муниципальных нежилых помещений или государственной собственности, а также, составление договора аренды имущества

Аналогичный порядок будет действовать если помещение находится во владении:

  • муниципального унитарного предприятия;
  • автономного госучреждения;
  • муниципального органа, при условии оперативного управления.

Словом, в большинстве случаев получить муниципальный объект в аренду допускается только после проведения конкурса либо аукциона.

Первый вариант предполагает полную конфиденциальность информации о конкурентах. Торги же подразумевают публичную подачу заявки.

То есть заинтересованные лица могут предварительно изучить условия предложений от других претендентов и сформировать более выгодный вариант.

Порядок проведения торгов изложен в Приказе ФАС России под № 67. Здесь же указан перечень имущественных объектов, в отношении которых проведение конкурса считается обязательным.

Однако положения приказа могут быть дополнены нормативными актами, изданными на уровне местных муниципалитетов.

Обычно порядок и сопутствующие корректировки находятся в открытом доступе на сайтах администрации населенных пунктов.

Сведения по объектам, а также информация, касающаяся таковых, публикуется на сайте torgi.gov.ru. Здесь можно посмотреть сведения об актуальных предложениях, основные условия аренды и размер оплаты.

Порядок аренды на конкурсной основе

Независимо от того, какой вариант выбран – торги или же конкурс, прежде всего, органом власти созывается комиссия, которая впоследствии занимается сбором информации об участниках, изучением заявок и выявлением победителя. В свою очередь, претендентам потребуется озвучить желание принять участие в аукционе. Для него следует подготовить письменную заявку и собрать пакет документации.

Типовой список бумаг включает:

  1. учредительные документы предприятия, свидетельство о регистрации юрлица;
  2. бумаги, удостоверяющие статус гражданина, наделенного полномочиями подписания договора об аренде, если фирма выиграет конкурс;
  3. банковские реквизиты кандидата на аренду помещения;
  4. бухгалтерская документация, отражающая информацию о балансе предприятия. 

Важно понимать, что порядок процедуры может несколько отличаться в зависимости от места расположения объекта. Соответственно предварительно следует уточнить регламент процесса в местной администрации.

Победителем конкурса либо аукциона будет признан тот участник, который изложил наиболее выгодные условия для исполнения договора сделки. Проще говоря, помещение будет отдано в пользование претенденту, озвучившему самую высокую сумму арендной платы.

Допустима ли аренда без проведения конкурса

Параграф 17.1 правового акта № 135-ФЗ содержит исчерпывающий перечень вариантов, когда допускается передача муниципальной собственности в аренду без предварительного проведения конкурса.

Список включает следующие случаи:

  1. Имеют место государственные либо муниципальные преференции, обладающие действием на основании главы 5 ФЗ № 135.
  2. Конкурс в рамках муниципального контракта уже был проведен ранее. Причем период аренды не должен превышать срок действия соответствующего договора.
  3. Субъект передается в аренду на срок не более 30 суток в течение полугода. При этом не допускается заключение повторного соглашения после завершения указанного периода.
  4. Требуется продление уже действующего соглашения, заключенного между муниципалитетом и предприятием.
  5. Право на аренду предоставляется на основании международного договора РФ, актов Президента РФ, актов Правительства страны, федерального законодательного акта, устанавливающего иной порядок распоряжения объектом, а также специализированных судебных решений.

Вдобавок без проведения конкурса помещение может быть передано в аренду следующим учреждениям и объединениям:

  • религиозные организации;
  • профсоюзы;
  • политические партии;
  • общественные фонды;
  • адвокатские и нотариальные конторы;
  • медицинские и образовательные учреждения;
  • отделения связи, почта.

А также другим органам власти муниципального или федерального значения, внебюджетным фондам, Центробанку и учреждениям лесного, земельного, водного фондов РФ.

Льготы

Аренда муниципальных нежилых помещений или государственной собственности, а также, составление договора аренды имущества

Местное самоуправление может самостоятельно регулировать порядок особых программ аренды, однако обычно преференции заключаются в сдаче объекта предприятию на срок 5 лет и более с возможностью последующего выкупа. Причем списки объектов имущества, подлежащих передаче в найм на льготных условиях, должны быть доступны всем желающим. Например, размещены в интернете, печатных изданиях, на инфо-стендах и оглашены на ТВ.

Налогообложение

Еще один момент, о котором не стоит забывать – вычисление НДС при аренде. Субъектом здесь выступает фирма-арендатор.

Сумма налога исчисляется путем суммирования стоимости аренды по каждому недвижимому объекту. Счет-фактура должна быть подготовлена в течение 5 дней с момента проведения оплаты. Еще одна обязанность арендатора – передача декларации по НДС в налоговые органы до 20 числа месяца, следующего за налоговым периодом.

Аренда муниципальной собственности – процедура не простая, однако для владельцев малого бизнеса такой вариант наиболее оптимален, потому как расход за использование помещения в этом случае будет несколько ниже, чем, например, при найме объекта у коммерческого лица.

К тому же для предпринимателей существует ряд преференций и льгот. Главное, не стоит забывать, что соглашение об аренде любого типа подлежит обязательной фиксации в Росреестре.

Только после проведения процедуры договор обретет юридическую силу и объект можно будет эксплуатировать по своему усмотрению.

Договор аренды муниципального имущества образец

Аренда муниципальных нежилых помещений или государственной собственности, а также, составление договора аренды имущества

Сегодня большинство предприятий желает подписать с различными органами власти – договор об аренде имущества. При этом следует осознавать, что оформлять подобные документы нужно правильным образом, тогда они и смогут защитить сторон сделки от лишних проблем.

Образец типового договора аренды муниципального имущества

Что касается формы документа, то она письменная. Необходимо составить единый документ, после чего подписать его сторонами. Если не будут соблюдены важные условия, то договор не является действительным.

В договоре должны быть прописаны:

  • Имущество, которое и планируется передать в пользование;
  • Цену;
  • Срок пользования данным имуществом;
  • Сведения о собственнике.

Когда недвижимость передается в пользование на определенное время, а именно – меньше года, то сделку нужно будет зарегистрировать, ведь это важнейшее условие, о котором нельзя забывать. Иначе соглашение не будет иметь какого-либо значения.

Аренда муниципальных нежилых помещений или государственной собственности, а также, составление договора аренды имущества

  • Скачать бланк договора аренды муниципального имущества.
  • Скачать бланк договора аренды муниципального имущества с проведением торгов.
  • Скачать бланк договора аренды муниципального имущества без проведения торгов.

Важно знать, что аренда государственного или муниципального имущества пользуется особой актуальностью, о чем следует знать. Основная причина этого в совершенствовании законодательных требований.

  1. Это и высокая стабильность документов данного вида, если сравнивать с аналогичными сделками, которые сегодня все чаще и чаще проводятся с коммерческими структурами.
  2. Необходимо знать, государственная собственность в нашей стране – представляет собой, то самое имущество, владельцем которого выступает государство.
  3. Сюда можно отнести и имущество, владельцем которой могут быть:
  • Край;
  • Автономный округ, область;
  • Республика;
  • Или же города федерального значения.

Что касается муниципальной собственности, то сюда относится имущество, его владельцем являются:

  • Сельские или городские поселения;
  • Иные муниципальные структуры.

Всегда нужно знать органы власти, они имеют право приобретать муниципальные площади, выступая от имени муниципальных структур в суде. Важно выполнять обязанности, имущественные права.

Если осуществляется сдача в аренду муниципального или государственного помещения, то всегда принято заключать договор, так как это важное условие. Такая сделка может быть осуществлена исключительно после того, как будут проведены торги.

Это объясняется тем, что действительно без торгов в аренду принято предоставлять:

  • Медицинским компаниям. Для расположения на объектах сетей связи или почты; Политическим партиям;
  • Сюда можно отнести и организации, которые станут специализироваться в сфере направления услуг образования.

Чтобы можно было с легкостью арендовать имущество, принадлежащее государству, то предпринимателю необходимо обратиться в учреждение, за ним и закрепляется объект. Сюда можно отнести и управляющую компанию, которая станет курировать данное помещение.

Читайте также:  Как рассчитать имущественный вычет при ипотеке?

Следует добавить, что предприниматель, выполняющий свои обязанности, сможет заключить документ на срок с арендодателем, при этом делая это без всяких торгов.

Если возникают трудности в плане понимания сути этой сделки, то можно проконсультироваться с опытными юристами. Они и позволят избежать совершения ошибок, не сталкиваясь с лишними проволочками в дальнейшем. В результате сделка считается заключенной, а стороны лишены мошеннических действий по отношению друг к другу.

Аренда муниципальных помещений

Аренда муниципальных помещений в РФ представляет собой разновидность гражданско-правовых отношений.

Заключив договор с администрацией, гражданин или организация могут пользоваться объектом, который принадлежит государству. Но при этом существует особый порядок получения права на аренду данных помещений и оформления договора. Как использовать предоставленную возможность, расскажем далее.

Что такое аренда муниципальных помещений?

Муниципальными называются помещения, находящиеся в собственности администрации конкретного населенного пункта.

Закон позволяет предоставлять их во временное пользование организациями и гражданам. В дальнейшем они получают возможность распоряжаться выделенными объектами по своему усмотрению. В качестве цели аренды может выступать предпринимательская или иная деятельность.

Обратите внимание!

Передавать в пользование муниципальное помещение имеет право комитет по управлению городским имуществом при местной администрации.

Закон допускает аренду как жилых, так и нежилых помещений у администрации. Также во временное пользование могут быть переданы земельные участки, административные, офисные, складские здания и другие объекты местной застройки. Такая недвижимость может принадлежать муниципалитетам не только города, но и района или области.

Преимуществ аренды административной недвижимости очевидны:

  • конкурентоспособная цена;
  • нахождение муниципальных объектов в развитых с деловой точки зрения районах;
  • прозрачная схема их передачи в собственность.

Аренда муниципальных помещений — это передача во временное пользование гражданам или организациям объектов административной собственности

Как арендовать муниципальное нежилое помещение?

Такая аренда предусматривает участие в тендере. Участнику нужно пройти несколько этапов перед тем, как заключить договор:

  1. Вам нужно обратиться в администрацию с заявлением, которое составляется в свободной форме. В нем следует указать, для каких целей вы собираетесь его использовать и попросить предоставить интересующее вас помещение в аренду;

  2. Если вашу просьбу одобрят, то объявление о торгах размещается в открытом доступе администрацией. Объект выставляется на аукционные торги. О начале аукциона администрация также уведомляет общественность;

  3. После утверждения победителя торгов на аренду муниципального нежилого помещения, заключается договор с администрацией на пользование данным объектом. Срок договора — не более 5 лет;

  4. Помещение передается по акту приема-передачи. При этом договор аренды необходимо зарегистрировать в Росреестре, если срок пользования имуществом больше года.

Аренда муниципальных нежилых помещений или государственной собственности, а также, составление договора аренды имущества

Если вы соблюдаете указанные в договоре требования на протяжении 2 лет и своевременно платите арендные платежи, то у вас есть возможность продлить договор временного пользования или полностью выкупить объект на условиях администрации.

Привилегию по выкупу муниципальных помещений государство предоставляет перспективному малому и среднему бизнесу и только при неукоснительном соблюдении порядка пользования предоставленным имуществом.

Выкупная стоимость устанавливается при участии местных властей на основании профессиональной оценки. В качестве преимущества по выкупу муниципальных объектов предпринимателям чаще всего предлагается цена, которая в 1,5 раза ниже рыночной.

Заключив договор аренды муниципального помещения, строго соблюдайте его требования — вы получите возможность выкупить объект по выгодной цене

Как снять в аренду муниципальное помещение?

Если вы заинтересованы в аренде муниципального помещения, то необходимо обратиться в администрацию с прошением о предоставлении во временное пользование интересующего помещения. Также в заявлении должна быть указана цель использования объекта.

Далее составляется акт передачи помещения. Если срок пользования предоставленным имуществом превышает один год, договор аренды необходимо зарегистрировать в Росреестре.

Арендатор вправе подписать соглашение и акт передачи только после личной проверки помещения и в случае его соответствия заявленным требованиям.

Обратите внимание!

Если права на получение объекта в аренду заявляют несколько претендентов, администрация устраивает открытые торги.

Можно ли передавать права аренды другим лицам?

Если вы арендуете муниципальное помещение, то вправе передавать права аренды другим лицам. Например, в случае банкротства компании, ее переезда и т.д.

Чтобы уступить право аренды, вы должны расторгнуть ранее заключенный договор с администрацией, о чем необходимо заявить в соответствующий орган власти. Вы составляете заявление с указанием причин расторжения договора.

Стоит отметить, что уступка прав аренды допускается только в случае соблюдения арендатором всех условий по договору и отсутствия задолженности по платежам.

Вы можете передать право аренды муниципального помещения другому лицу, но только расторгнув договор с администрацией

Взяв в аренду муниципальное помещение, вы не имеете права передавать его во временное пользование иному лицу напрямую. После расторжения договора администрация обязана устроить новые торги и дождаться поступления нескольких предложений. Объект переходит в дальнейшее владение победителю аукциона.

Таким образом, любой гражданин или юридическое лицо способны получить во временное пользование (а в дальнейшем — в постоянное) свободный объект муниципальной собственности.

Аренда муниципальных нежилых помещений или государственной собственности, а также, составление договора аренды имущества

Предоставление муниципального имущества в аренду регулируется большим количеством нормативных правовых актов. Среди всей нормативной базы, прежде всего, необходимо выделить Гражданский кодекс РФ (далее – «ГК РФ»), который и дает определение муниципальной собственности.

В соответствие с п. 1 ст. 215 ГК РФ муниципальным является имущество, которое принадлежит на праве собственности городским и сельским поселениям и иным муниципальным образованиям.

Права собственника в отношении такого имущества осуществляют органы местного самоуправления.

Среди федеральных законов, регулирующих вопросы аренды муниципального имущества, следует выделить Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – «ФЗ № 135»).   

В зависимости от вида имущества, принадлежащего муниципальным образованиям, порядок предоставления  в аренду такого имущества регламентируется в отношении:

  • Земельных участков – Земельным кодексом РФ;
  • Земель лесного фонда – Лесным кодексом РФ;
  • Водных объектов – Водным кодексом РФ.

Большая сфера арендных отношений регламентируется правовыми актами Федеральной антимонопольной службы (далее – «ФАС»), например, Приказ ФАС от 10.02.2010 № 67 «О порядке проведения конкурсов или аукционов…» (далее – «Приказ ФАС № 67»).

Законодательство в области аренды муниципального имущества является достаточно объемным и в правовые акты постоянно вносятся изменения.

Договор аренды государственного и муниципального имущества может быть заключен без проведения торгов, в частности, в случаях предоставления имущества следующим лицам (ч. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции):

  • товариществам собственников жилья;
  • лицу, подавшему единственную заявку на участие в конкурсе или аукционе, а также лицу, признанному единственным участником конкурса или аукциона;
  • образовательным учреждениям независимо от их организационно-правовых форм, включая государственные и муниципальные образовательные учреждения;
  • медицинским учреждениям частной системы здравоохранения.

Кроме того, имущество может быть без торгов передано в аренду любым лицам, если оно:

  • передается на срок не более чем 30 календарных дней в течение 6 последовательных календарных месяцев;
  • представляет собой часть помещения, здания, строения или сооружения и при этом общая площадь передаваемого имущества не превышает 20 кв. м и не превышает 10 процентов площади такого помещения, здания, строения или сооружения.

Нужно иметь в виду, что порядок заключения договоров аренды без проведения торгов, установленный в части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, не распространяется на имущество, распоряжение которым осуществляется на основании:

  • Земельного кодекса РФ и Лесного кодекса РФ;
  • законодательства РФ о недрах и о концессионных соглашениях.

Это следует из части 2 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.

Поэтому в таких случаях применяются специальные нормы. Так, если объектом договора аренды выступает земельный участок, то применяется специальный порядок заключения договора аренды земельного участка на торгах (ст.

 38 Земельного кодекса РФ, Правила организации и проведения торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков, утв.

постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2002 г. № 808).

Порядок заключения договоров аренды лесного участка регулируется:

  • главой 8 Лесного кодекса РФ об организации и проведении аукционов по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности;
  • Методическими указаниями по подготовке, организации и проведению аукционов по продаже права на заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений в соответствии со статьями 78–80 Лесного кодекса РФ, утвержденными приказом Минсельхоза России от 24 февраля 2009 г. № 75.

Вопрос: стороны заключили на аукционе договор аренды лесного участка, который находится в государственной собственности. Можно ли без проведения торгов изменить условия такого договора аренды?

Ответ: нет, Президиум ВАС РФ разъяснил, что соглашение об изменении условий договора аренды лесного участка, заключенного на аукционе, можно также заключить только на аукционе (постановление Президиума ВАС РФ от 17 декабря 2013 г. № 12157/13).

Однако до принятия указанного постановления судебная практика была неоднородной.

Дело в том, что некоторые арбитражные суды допускали изменение условий договора аренды на основании дополнительного соглашения без проведения аукциона. Другие суды, наоборот, отрицали такую возможность (постановления ФАС Волго-Вятского округа от 30 октября 2012 г. № А43-25582/2011, от 1 июня 2012 г.

Согласно одной из этих позиций при заключении договора аренды лесного участка по результатам аукциона изменение условий аукциона на основании соглашения или по требованию одной из его сторон невозможно. Такое императивное правило следует из части 2 статьи 74 Лесного кодекса РФ.

В этом правиле есть только одно исключение: если мероприятия по ликвидации чрезвычайной ситуации, которая возникла вследствие лесных пожаров, или последствий этой чрезвычайной ситуации повлекли за собой существенное изменение обстоятельств, из которых стороны договора аренды исходили при его заключении, то договор можно изменить или расторгнуть (ч. 7 ст. 53.7 Лесного кодекса РФ).

Иными словами, по общему правилу изменить условия договора аренды лесного участка, который был заключен на аукционе, в том числе условия о размере арендной платы, по соглашению сторон нельзя.

Другая позиция принимает во внимание то, что использование арендуемого лесного участка возможно только при наличии проекта освоения лесов с положительным заключением уполномоченного органа (ч. 1 ст. 88 Лесного кодекса РФ). Проект освоения лесов должен содержать сведения о разрешенных видах и проектируемых объемах использования лесов.

С учетом разных правовых позиций коллегия судей ВАС РФ передала указанное выше дело в Президиум для формирования единообразной судебной практики.

Пример из практики: суд разъяснил, что изменение условий договора аренды лесного участка, заключенного на аукционе, в том числе условия о размере арендной платы, возможно также только на аукционе 

По результатам аукциона департамент (арендодатель) и ООО «К.» (арендатор) заключили договор аренды лесного участка. По условиям договора арендатор принял во временное пользование для заготовки древесины лесной участок, находящийся в государственной собственности. Договор зарегистрирован в установленном порядке.

  • пропорционально изменению ставок платы за единицу объема лесных ресурсов (ст. 73 Лесного кодекса РФ);
  • при изменении объемов изъятия лесных ресурсов.
Читайте также:  Расстояние от гаража до границы участка: каким должен быть отступ от одного бокса до другого, до соседского забора и до дороги по нормам снип, а также можно ли по закону строить гараж для легковых автомобилей на краю территории?

На основании проекта освоения лесов департамент и арендатор заключили дополнительное соглашение № 1 к договору аренды. Согласно этому соглашению стороны изменили размер арендной платы. Теперь он составил 1 612 296 руб. в год.

Прокурор счел, что дополнительное соглашение к договору стороны заключили в нарушение статьи 74 Лесного кодекса РФ без проведения соответствующего аукциона, и в связи с этим обратился в арбитражный суд с требованием признать соглашение недействительным.

Суды первой и апелляционной инстанций отказали в удовлетворении требований прокурора. Однако кассационный суд признал дополнительное соглашение к договору аренды недействительной сделкой. В обоснование своего решения он указал следующее.

Если предметом аукциона являлась арендная плата, то по результатам проведения аукциона заключается договор аренды лесного участка. В договоре аренды размер арендной платы определяется по цене, которую предложил победитель. Исходя из целей проведения аукциона и положений части 2 статьи 74 Лесного кодекса РФ недопустимо дальнейшее изменение арендной платы в сторону уменьшения.

Обратное приведет к нарушению прав иных участников аукциона, которые предлагали меньшую сумму, чем победитель. А сделка, которая не соответствует требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения (п. 1 ст. 168 ГК РФ).

Президиум поддержал позицию кассационного суда и указал, что к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом РФ, если иное не установлено Лесным кодексом РФ (п.

 3 ст. 71 Лесного кодекса РФ). Возможность изменения условий договора аренды, заключенного на аукционе, ограничена случаем, который предусматривает часть 7 статьи 53.7 Лесного кодекса РФ (ч. 2 ст. 74 Лесного кодекса РФ).

Таким образом, невозможно применение норм гражданского законодательства в части условий и оснований изменения такого договора по требованию одной из сторон или на основании соглашения сторон договора. Изменить условия договора аренды в связи с существенным изменением обстоятельств (ст. 451 ГК РФ) в данном случае нельзя по следующим причинам:

  • такой механизм предполагает изменение договора по соглашению сторон или по требованию одной из сторон в судебном порядке, а это исключает статья 74 Лесного кодекса РФ;
  • изменение объема лесных ресурсов на лесном участке не относится к существенному изменению обстоятельств, которое стороны не могли разумно предвидеть при заключении договора, а в аукционной документации была непосредственно заложена возможность такого изменения.

Исходя из этого, Президиум ВАС РФ пришел к выводу, что изменение условия договора аренды лесного участка, заключенного на аукционе, в том числе условия о размере арендной платы, по соглашению сторон незаконно. Для этого нужно проводить аукцион.

При этом все вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов по делам со схожими фактическими обстоятельствами, принятые на основании нормы права в истолковании, которое расходится с содержащимся в этом постановлении толкованием, могут быть пересмотрены (постановление Президиума ВАС РФ от 17 декабря 2013 г. № 12157/13).

Экономия средств

Среди предпринимателей аренда муниципальной собственности практикуется как эффективный метод снижения издержек на помещение. По сути, подобная аренда считается альтернативой аналогичным договорам с различными коммерческими структурами, которые требуют значительно больших затрат от предпринимателя.

В связи с этим предприятия нередко обращаются к муниципальной недвижимости, которая представлена на рынке в виде офисов, производственных помещений, складов и прочих объектов.

Аренда муниципальных нежилых помещений или государственной собственности, а также, составление договора аренды имущества

Муниципальное имущество, как правило, дешевле коммерческого

Наибольшие проблемы у арендаторов вызывает отражение неотделимых улучшений арендованных основных средств.

Пункт 42 Инструкции N 157н гласит, что законченные капитальные вложения арендатора (лизингополучателя) в отделимые или неотделимые улучшения арендованных им объектов имущества, в том числе по договору лизинга (сублизинга), принимаются к учету в составе основных средств учреждения – арендатора (лизингополучателя) в сумме произведенных им вложений, если иное не предусмотрено договором аренды (лизинга, сублизинга).

ПОДРОБНОСТИ:   Образец заполнения путевого листа легкового автомобиля 2019

В Инструкции N 157н отсутствует определение понятия неотделимых улучшений. Из норм Гражданского кодекса следует, что улучшениями арендованного имущества считаются те улучшения имущества, которые невозможно отделить без вреда для имущества (п. 2 ст. 623 ГК РФ). Однако и в данной статье Гражданского кодекса нет определения понятия “улучшения арендованного имущества”.

Аренда муниципального имущества в 2020 году

Аренда муниципальных нежилых помещений или государственной собственности, а также, составление договора аренды имущества

Какое имущество считается муниципальным

Гражданский Кодекс РФ в статье 215 дает дефиницию муниципальной собственности. Так, к ней относится то имущество, владельцем которого выступает:

  • сельское или городское поселение;
  • иные муниципальные структуры.

Непосредственно к имуществу относятся:

  • земельные участки;
  • природные объекты;
  • здания, сооружения и их части;
  • оборудование и транспорт;
  • любые так называемые непотребляемые предметы, то есть те, которые в процессе использования не теряют своих характеристик.

Органы местного самоуправления (далее – МСУ) имеют право приобретать в собственность новые площади, вести деятельность от имени муниципальных структур, представлять их интересы в суде, а также выполнять вмененные им обязанности, входящие в компетенцию, установленную законодательно.

В основном считается, что целью сдачи в аренду муниципального имущества является оказание услуг населению, проживающему на территории данного поселения. А также, чтобы пополнить денежными средствами местный бюджет.

Оформление арендных отношений

Особенности оформления арендных отношений, если дело касается муниципального имущества, регулируются специальным нормативно-правовым актом, действующим на федеральном уровне. Речь идет о ФЗ №135 «О защите конкуренции». Его статья 17.

1 говорит о том, что для найма подобного помещения обязательно заключается договор в письменной форме. Однако чтобы получить право на совершение такой сделки, необходимо сначала провести торги. Впрочем, иногда законодатель делает исключение.

Это касается имущества, использующегося:

  • организациями почтовой связи;
  • медицинскими и образовательными учреждениями;
  • конторами, оказывающими нотариальные и адвокатские услуги;
  • религиозными движениями и политическими партиями.

Данный перечень не является исчерпывающим, все остальные исключения перечислены в уже упомянутой статье 17.1.

Итак, опишем порядок действия предпринимателя, который хочет претендовать на аренду муниципального имущества. Прежде всего, он обращается в учреждение или управляющую организацию, которая является владельцем интересующего его помещения.

Чаще всего со списком всех свободных площадей можно ознакомиться на сайте соответствующего органа или структуры, а заявление отправить в электронном виде. Однако если нужные сведения отсутствуют, рекомендуется обратиться с ходатайством лично.

Проведение торгов

Как было сказано выше, предоставить муниципальную площадь в аренду можно лишь после проведения торгов. Они проходят как в «удаленном» режиме, так и в виде отдельного официального мероприятия. Форма определяется ГК РФ в статье 448, а проведение имеет следующий порядок:

  • оповещение о проведении конкурса;
  • разработка и подготовка документов;
  • подача заявок претендентами;
  • непосредственно проведение;
  • определение победителя, с которым заключается сделка.

Непосредственным предметом таких торгов считается право заключения договора аренды.

В извещении о проведении конкурса должна быть обязательно указана начальная цена лота: ею признается либо минимальная величина арендной платы, либо минимальная стоимость права подписания соглашения.

Правила торгов никаким образом не регулируют порядок определения указанных цен. Это делает сам организатор, ориентируясь на законодательные акты в области оценки имущества.

Претендентом может быть гражданин (физическое лицо), организация (юридическое лицо) или предприниматель.

Обратите внимание! Если есть только один участник конкурса, претендующий на указанное помещение (или иное муниципальное имущество), то договор будет заключен с ним без проведения торгов.

Это правило идет вразрез со стандартными требованиями гражданского законодательства. Ст.

447 ГК РФ, например, говорит о том, что торги, в которых участвует лишь один претендент, считаются несостоявшимися.

Указанная выше ремарка, однако, не касается проведения торгов по поводу муниципальных земельных и водных участков. Поскольку вопросы, связанные с ними, регулируются Земельным и Водным Кодексом соответственно.

По смыслу понятно, что если участников торгов несколько, победителем будет признан тот, кто предложить самую большую цену либо за заключение договора, либо за аренду. Кстати, если после трехкратного объявления текущей начальной стоимости никто не соглашается, организатор обязан снизить ее на 0,5 процента.

Заключение сделки

После того, как конкурс в виде торгов состоялся, собственник муниципального имущества подписывает протокол, в котором зафиксированы результаты, с победителем. Затем оформляется непосредственно соглашение в виде типового, стандартного договора. Правила и порядок заключения определяются статьей 447 ГК РФ.

Обратите внимание! Требование гражданского законодательства таково, что если помещение снято на срок, превышающий 12 месяцев, договор должен быть зарегистрирован в государственных органах власти. На данный момент уполномоченным является Комитет по управлению имуществом.

В договоре должны быть указаны все важные условия, четко и недвусмысленно определены права и обязанности сторон, их ответственность за нарушение пунктов письменного соглашения.

Так, обычно отмечается, что арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, проводить текущий ремонт за счет собственных средств.

Однако если речь идет о капитальном ремонте, то он должен производиться органом МСУ (то есть собственником), разумеется, когда иное не указано в тексте договора.

Кроме того, нужно понимать, что назначить арендную плату ниже той, что была определена на торгах, нельзя ни в коем случае.

Это может быть оспорено в судебном порядке, если на муниципальное имущество были другие претенденты. Однако документы о конкурсе порой содержат порядок, через который производится пересчет цены в большую сторону.

Разумеется, претенденты должна быть ознакомлены с ним, так как происходит это по согласию сторон.

Напоминаем, что даже если Вы досконально изучите все данные, находящиеся в открытом доступе, это не заменит Вам опыта профессиональных юристов! Чтобы получить подробную бесплатную консультацию и максимально надежно решить Ваш вопрос — Вы можете обратиться к специалистам через онлайн-форму.

Расторжение договора

Варианты прекращения договорных отношений по аренде муниципального имущества установлены в законодательной форме. Так, это может происходить:

  • по обоюдному соглашению сторон сделки;
  • если один из партнеров нарушил условия договора, и этим был нанесен значительный вред другой стороне;
  • в иных случаях, прямо определенных правовыми актами, например, окончание срока найма или если стороны договорились досрочно расторгнуть сделку.

Моментом завершения арендных отношений считается день подписания письменного соглашения об этом. Нужно помнить, что поскольку первоначальный договор на срок более 1 года подлежал обязательной государственной регистрации, сделка о расторжении также должна быть оформлена подобным образом.

Обратите внимание! Оба партнера обязаны направить в регистрирующий орган добровольное согласие о прекращении арендных отношений. Если одна из сторон не согласна с этим, то другая вправе обратиться в суд за разрешением сложившейся ситуации.

Продление сделки

Если помещение полностью устраивает предпринимателя, а срок аренды подходит к концу, можно договориться о продлении договора. По общему правилу, это также осуществляется через проведение торгов, однако имеются исключения.

Так, если организация или лицо-арендатор выполняли свои обязанности, указанные в соглашении, точно, не допускали просрочек по оплате, у них есть право перезаключить договор на новый срок, минуя стадию конкурса.

Читайте также:  Как сдать в аренду коммерческую недвижимость: как сделать это быстро и самостоятельно и каков срок действия договора сдачи в аренду нежилого помещения от собственника

Однако требуется соблюдение нескольких требований:

  • новое соглашение должно действовать не менее 3 лет, однако срок может быть уменьшен, если об этом в письменной форме просит арендатор;
  • величина ежемесячной арендной платы определяется только после определения рыночной цены самого объекта. Оценка должна полностью соответствовать требованиям законодательства, касающегося данного мероприятия.

Таким образом, реализуется право арендатора на преимущественное заключение соглашения на новый срок.

Кроме того, есть особенное положение, которое действует лишь для тех, кто первый раз вступил в арендные отношения по поводу определенного помещения до июля 2008 года. Они вправе просто продолжать пользоваться муниципальным имуществом после истечения срока договора, в течение неопределенного периода, если арендодатель не протестует против этого.

Выводы

В последнее время аренда именно муниципального имущества становится все более популярной. Причина, скорее всего, заключается в том, что законодательная база регулирования постепенно совершенствуется, а сами сделки отличаются стабильностью, если сравнивать со съемом помещения у коммерческой организации.

Предприниматель может заключить подобную сделку, если знает о всех тонкостях и хитростях данного договора. Вариант этот представляется достаточно выгодным, поскольку обычно муниципальные площади сдаются по приемлемой цене.

Нюансы аренды муниципальных нежилых помещений и составление договора

Арендные отношения на любой объект недвижимости регламентируются статьями Гражданского кодекса.

Аренда муниципального объекта не является исключением.

Для заключения арендных отношений необходимо обязательное участие в аукционе. Выигравший участник подписывает договор с внесением в него всех существенных условий.

Скрыть содержание

Что это такое?

Аренда муниципальных нежилых помещений представляет собой передачу в пользование муниципального помещения арендатору.

При этом муниципалитет за предоставление недвижимости будет получать плату. Данный процесс регламентирован Гражданским кодексом.

Сдать недвижимость государственным органам можно только в результате проведения торгов по ФЗ №135 «О защите конкуренции».

СПРАВКА: Информация об этом должна быть официально размещена в средствах массовой информации не менее, чем за 30 дней до проведения аукциона.

Только в случае, если на данное помещение претендует единственный конкурент, торги можно не проводить. Также проведение аукциона не требуется для госучреждений и некоммерческих структур: медицины или социальной сферы. Не нужен аукцион и для сделок на срок менее 30 дней.

Арендаторы заинтересованы в муниципальных помещениях из-за умеренной стоимости аренды и стабильности арендодателя. Для государства аренда позволяет пополнить бюджет и использовать средства для развития экономики муниципального округа.

Основные обязательства сторон

Обязательства участников аренды фиксируются в договоре, являющимся основным документом, регулирующим отношения участников аренды. Главные обязательства, которые включаются в договор:

  1. со стороны арендодателя:
    • предоставление помещения в соответствующем виде;
    • предупреждение за месяц о расторжении арендных отношений.
  2. Со стороны арендатора:
    • эксплуатация нежилого помещения только в соответствии с его назначением;
    • внесение оплаты согласно разработанному графику;
    • поддержание в помещении требуемых санитарных и технических норм;
    • запрет на проведение перепланировок и перестроек без разрешения арендодателя;
    • осуществление текущего ремонта за счет своих средств;
    • уведомление о прекращении арендных отношений не менее, чем за месяц;
    • оплата коммунальных платежей;
    • допуск представителей муниципалитета в снимаемое помещение без каких-либо препятствий.

Оплата и ограничения

Оплата арендатором производится в порядке, установленном в договоре.

Там же записывается сумма арендных платежей. Данная сумма меняется по желанию сторон, но не более одного раза в год.

В договоре устанавливается любая удобная сторонам периодичность внесения денежных средств: ежемесячно, ежеквартально, раз в полгода, за весь год. Муниципалитет вправе требовать предоставления квитанций об оплате.

Причем за коммунальные услуги арендатором должны быть заключены договора с поставщиками ЖКУ. При задержке выплаты суммы муниципалитет может произвести самостоятельно списание денежных средств со счета арендатора на счета поставщиков коммунальных услуг.

ВНИМАНИЕ: В договор включается пункт, характеризующий штрафные санкции при не внесенной вовремя арендной плате: указывается размер начисляемых пеней.

Основным документом при совершении любой сделки является договор. Необходимо правильно и грамотно с юридической точки зрения его составить.

  1. В заголовке документа указывается номер и дата.
    • Договор
    • № 353 от 15 апреля 2017 года
    • аренды нежилого помещения муниципалитета г. Обухово
  2. В преамбулу документа заносятся стороны сделки:

    Договор заключается между администрацией г. Обухово (арендодатель) в лице мэра города Иванова Ивана Ивановича и ООО «Голос» (арендатор) в лице начальника Петрова Петра Петровича.

  3. Текст договора начинается с характеристики предмета арендных отношений. В документе указывается адрес нежилого помещения, его площадь, правоустанавливающие документы.

    Предметом договора является нежилое помещение, расположенное по адресу: г. Обухово, ул. Юбилейная, д.10, стр.2, общей площадью 100 м². Помещение находится в муниципальной собственности. Свидетельство о регистрации № 222222 серия 22-ММ от 10/02/2010.

  4. Далее в договоре указывается срок сделки и размер арендной платы, а также условия ее выплаты.

    Срок аренды устанавливается с 15 апреля 2017 года по 14 апреля 2019 года.

    Арендная плата в размере 40 тыс. рублей вносится ежемесячно до 10 числа следующего месяца. Платежные квитанции должны быть представлены в администрацию города каждый месяц.

  5. В договоре указывается ответственность каждой из сторон, возможные санкции к арендатору, а также условия досрочного расторжения арендных отношений.
  6. В конце документа указываются реквизиты сторон, перечисляются прилагаемые документы: расчет арендной платы, акт приема-передачи, план помещения. Проставляется дата заключения договора и подписи.

Скачать образец договора аренды недвижимости государственной собственности.

Причины досрочного расторжения

Возможность досрочного расторжения обязательно указывается в договоре. К основаниям, которые могут повлечь прекращение арендных отношений по требованию арендодателя в соответствии со статьей 619 ГК, относятся следующие:

  • использование помещения не по назначению;
  • несвоевременная плата за ЖКУ;
  • поддержание объекта в ненадлежащем виде;
  • неиспользование помещения более трех месяцев в году;
  • отсутствие страховки;
  • неуплата арендных платежей сроком более двух месяцев подряд;
  • непредвиденные обстоятельства, при которых данная недвижимость стала нужна городу.

В другой статье 620 ГК указаны условия, по которым возможно расторжение арендных отношений по претензиям арендатора:

  • муниципалитет препятствует нормальному использованию помещения;
  • арендодатель не проводит капитального ремонта;
  • имущество, предоставленное в пользование, является непригодным не по вине арендатора.

Продление аренды

Право продления имеет тот арендатор, который исправно вносил платежи за пользование помещением и услугами ЖКХ, также соблюдал все требования, указанные в договоре по статье 621 ГК.

ВАЖНО: При этом условия на новый срок могут быть переписаны муниципалитетом. Размер оплаты будет меняться из-за переоценки стоимости объекта. Срок может быть заключен для муниципального помещения не менее трех лет, если не будет никаких возражений сторон.

Споры могут быть разрешены следующими способами:

  • по соглашению между участниками;
  • в одностороннем порядке;
  • по суду.

Лучше, чтобы в договоре был пункт о досрочном расторжении, где рассматривались причины возможного прекращения аренды муниципального помещения. Это позволит избежать обращения в судебную инстанцию. Иначе в соответствии со статьей 310 ГК расторжение в одностороннем порядке невозможно без суда.

При решении одной из сторон о расторжении договора необходимо уведомить другую сторону об этом не менее, чем за 30 дней до срока прекращения арендных отношений. Такой порядок является внесудебным.

ВНИМАНИЕ: В уведомлении расписываются стороны арендных отношений, их реквизиты, обязательно должна быть указана причина расторжения аренды, а также пункт договора, в котором предусмотрено досрочное расторжение. Нужно указать срок прекращения аренды.

Муниципальные органы вправе предоставлять свободные нежилые помещения в аренду. Это они могут осуществить только с помощью торгов. После чего происходит заключение договора аренды с выигравшей торги стороной. Договор должен быть подписан участниками и зарегистрирован в Росреестре.

Смотрите видео по теме:

Подводные камни аренды, или что нужно предусмотреть при заключении договора аренды

Договор аренды (имущественного найма) регулирует правоотношения арендатора и арендодателя при передаче имущества и защищает их в случае неисполнения обязательств одной из сторон. Поэтому очень важно правильно установить в договоре все необходимые условия.

Договору аренды будет посвящено три статьи. В них специалисты 1С:ИТС расскажут о том, какие подводные камни существуют при заключении и исполнении договора и как их обойти без потерь для себя. Будут рассмотрены как юридические, так и налоговые аспекты договора.

В первой статье подробно будут проанализированы условия заключения договора аренды, которые имеют одинаковое значение для обеих сторон договора. В двух последующих статьях расскажем о налоговых последствиях при заключении данного договора для арендодателя и арендатора.

Содержание

Что такое договор аренды и в какой форме он должен быть заключен?

По договору аренды одна сторона (арендодатель) передает другой стороне (арендатору) имущество за вознаграждение во временное владение и пользование или во временное пользование (ст. 606 ГК РФ). При этом перехода права собственности на это имущество к арендатору не происходит, за исключением случаев, когда договором предусмотрено право выкупа.

Если договором не предусмотрена плата за пользование имуществом, то такой договор признается договором ссуды (безвозмездного пользования имуществом). Данный вид правоотношений регулируется нормами главы 36 ГК РФ.

Нормы, относящиеся к договору аренды, применяются в этом случае лишь частично.

Арендодателем по договору аренды может быть собственник имущества либо иной законный владелец, которого сам собственник или закон уполномочил сдавать это имущество в аренду (ст. 608 ГК РФ). Таким образом, лицо, имеющее доверенность от имени собственника на право сдачи имущества в аренду, может быть арендодателем.

  • Арендатором может быть любой дееспособный гражданин, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо.
  • Закон позволяет заключать договор аренды и в устной форме, однако в большинстве случаев используется письменная форма, поскольку она позволяет подробнее согласовать все условия договора и исключает многие разногласия сторон в процессе его исполнения.
  • Договор аренды заключается в письменной форме, если:

Нужно ли регистрировать договор аренды?

Договор аренды подлежит обязательной государственной регистрации, если объектом аренды является недвижимое имущество или предприятие (п. 2 ст. 609, ст. 658 ГК РФ).

Из этого правила есть исключения. Так, например, не подлежат государственной регистрации заключенные на срок менее одного года (п. 2 ст. 651 ГК РФ, п. 2 ст. 26 Земельного кодекса РФ):

  • договоры аренды и субаренды земельных участков;
  • договоры аренды зданий или сооружений.

Относительно договоров аренды транспортного средства с экипажем и без экипажа закон также оговаривает, что они не подлежат государственной регистрации (ст. 633, 643 ГК РФ).

В гражданском законодательстве не решен вопрос о том, нужно ли регистрировать договор аренды нежилого помещения.

С одной стороны, все нежилые помещения являются частью зданий и сооружений, а с другой — они прямо не перечислены наряду с этими объектами.

Этот вопрос получил разъяснение только в Информационном письме Президиума ВАС РФ от 01.06.2000 № 53. По мнению арбитров, к договорам аренды нежилых помещений применяются те же правила, что и к договорам аренды зданий и сооружений. Поэтому договор аренды нежилого помещения необходимо регистрировать, только если он заключен на год и более.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *